Мы остановились на рассмотрении глубинных рефлексов, на основе которых в сознании человека физиологически закладывается идея злонаправленности внешней среды жизни. С первых минут жизни он обретает восприятие того, что от него ничего не зависит, поэтому надо выживать.В дальнейшем человек несет с собой по жизни ощущение того, что от него ничего не зависит, несмотря на то, что учится, работает, создает семью, достигает определенных успехов. Для поддержания идеи злонаправленности установки системы инстинктов заставляют постоянно находить подтверждение собственной слабости и неспособности создать благоприятные условия для жизни. Если человек не проявляет особых способностей, не достигает материального достатка, он сетует на то, что родился с такими слабыми возможностями, не в то время и не в том месте. Если ему удалось сделать карьеру, обрести признание и достаток, он и в этом случае находит возможность подтвердить свою неспособность кардинально изменить к лучшему условия жизни. Он жалуется на экологию, на неповоротливость экономики, на бесталанность руководства. В страхе за свое здоровье находит подтверждение неспособности защитить свой организм от микробов. Современная наука постоянно открывает новые виды микроорганизмов, грибов, клещей и т. п. Всегда находится помеха, которая мешает человеку проявить себя. Что зарождает в нем на уровне физиологии восприятие неполноценности и ущербности, заставляет делить существующее и происходящее на то, что нравится, то есть является съедобным, и то, что не нравится, является несъедобным. Углубление понимания физической сути глубинных физиологических рефлексов позволяет сделать вывод о том, что одного желания не вырабатывать отношение к происходящему в себе и в жизни, недостаточно. Инстинкт самосохранения заставляет в первую очередь отталкивать все ненужное, мешающее продолжению жизни. В связи с чем, человек неосознанно ищет во всем плохое, как первородную слизь у себя во рту, наделяет окружающих людей негативными качествами. В дальнейшем, даже если на это нет причин, продолжает ожидать от них негативных проявлений. На уровне реального сознания это проявляется в виде брезгливости, неприятия. Дело в том что неопределенности, строение которых достаточно долгое время не поддается его пониманию, начинают восприниматься системой инстинктов неразрешимыми. Точно такими же неразрешимыми представляются давно знакомые люди, родственники и привычные ситуации. С годами неразрешимых неопределенностей становится все больше. Поэтому инстинктивная система вне зависимости от желания человека обязательно отработает негативное отношение к неопределимому. Инстинкт заставляет разделить составляющие этого объекта на детали. Похожее на уже известное оставить, как полезное. А все остальное определяет, как вредное и опасное, отделяя неприятием, противлением, противоборством. В итоге человек сдерживает проявления ни на что не похожего, не понятного, поэтому, возможно, вредного, не давая ему угаснуть. Сдерживающим действием создает в сознании своего рода «мешок», о содержимом которого старается забыть.
На уровне рефлекторных связей разделение на понятное и не понятное инициируется глубокими физиологическими рефлексами отталкивания не нравящегося, как первородной слизи через правый уголок рта. Новая порция, представляющая собой то, что подлежит оценке, удерживается у передних правых зубов. Пробуя ее кончиком языка, человек неосознанно выделяет частицы, более всего похожие на известное, и оправляет их за левую щеку, имитируя «нажеванное». Одно это инициирует в сознании и видении человека разобщенность наблюдаемого им в себе и в окружающей жизни, воспринимаемого не связанным, хотя реально находящимся в определенной взаимозависимости. Разделение и оценка, определяющая отношение человека, делает его представление о себе и своей жизни далеким от реальности. Поэтому его восприятие лучшего для себя зачастую не оптимизирует внутреннюю и жизненную ситуацию, не приносит пользы.
Разобщенность наблюдаемого и желание взаимодействовать только с тем, что уже известно либо похоже на известное, лишает человека возможности создавать конструктивное мировоззрение. Конструктивное мировоззрение отражает закономерности развития мира, жизни и самого человека. Неважно, нравится или не нравится какая-то составляющая жизни или люди вокруг, без их участия закономерности нарушаются. Не имея конструктивного мировоззрения, человек не может доходчиво объяснить свои намерения, его никто не понимает, так как окончательный смысл заключается в том, что ему так нравится, он так видит и все. Сам он вынужден принимать на веру общепринятые идеи. Когда хорошее настроение, одобряет одно, когда настроение плохое – одобрения заслуживает нечто противоположное. Естественно, что в таких условиях, принимая только уже известное или подобное ему, человек не способен создать новое, предложить новую идею. Созданное собой он не может связать с окружающим. В окружающем много того, что человек отвергает. Поэтому любая его инициатива «повисает» в воздухе, так как оказывается не связанной с реальностью. Другими словами, человек становится «прожектером», фантазером. Все, что он создает, имея разобщенное видение происходящего, является либо одноразовым, либо требующим постоянного пояснения. Ему приходится постоянно поддерживать созданное, чтобы отталкивать от него все, что не нравится, вызывает ощущение вреда и опасности. Таким образом, руководствуясь установками системы инстинктов, реагируя на происходящее и существующее, как на съедобную и несъедобную пищу, человек всегда находится в ожидании негативных непредвиденных событий.