Итак, ожидание, что страхи перестанут возникать сами по себе, если не думать о плохом, а настраивать себя на хорошее в будущем, в итоге приводит человека в агрессивное состояние. Заставляя себя не думать о плохом, он вынужденно повышает уровень готовности ко всему, потому что приходится стараться не замечать неприятного. В том случае когда человек пытается настроить себя на интерес к будущему, устремляя свою мысль навстречу новому, он обязательно сталкивается с многообразием, которое не в силах понять. Что увеличивает уровень его потребностей и интересов, и действиями установок инстинктов образует готовность к борьбе за удовлетворение увеличивающегося объема своих потребностей. Борьба против вредоносного и злонаправленного окружающего мира значительно повышает уровень внутренней напряженности и агрессивности в сознании. А вместе с этим страх.Таким образом, отсутствие критерия, с помощью которого человек может обоснованно сказать себе, что энергии интереса достаточно для жизни, не позволяет инстинкту самосохранения ослабить свое управляющее действие.
На уровне рефлекторных связей готовность к борьбе за удовлетворение увеличивающегося объема своих потребностей реализуется приподнятием передней линии тела. Образуется готовность правым плечом, верхней частью груди, правой стороной лба растолкать всех и проложить себе дорогу к желанному. Язык выступает в качестве джойстика для дублирования напряжений в теле. Кончик языка, суженный и оттянутый несколько назад, находится в готовности схватить желаемое, как только оно появится. Своим основанием язык прижимается к внутренней поверхности линии опоры, в частности левым окончанием подъязычной кости и левым хрящиком голосовых связок. Средней частью левой стороны язык прижимается к десне нижних зубов. Этим же усилием средняя часть левой стороны языка пережимает проток левой околоушной слюнной железы. Доведенные до затекания рецепторы языка перестают ощущать вкус слюны, даже если ей удастся просочиться сквозь заслон. Отсутствие ощущения вкуса слюны позволяет человеку сдерживать уровень восприятия полноты своих потребностей. Ведь ему надо показать себе отсутствие у него именно того, что может встретиться в будущем. Этим же усилием он регулирует уровень внутренней напряженности в готовности к борьбе. Средняя часть правой стороны языка прижимается к корню правого нижнего клыка, отдавливая то, что мешает удовлетворить возникшее желание.
Итак, исполненный благих намерений человек решает не замечать плохого, поэтому инициирует свою активность интересом, в том числе процесс мышления. При этом он сильно устает от поддержания мощных напряжений, так как руководствуется установками системы инстинктов. Во время отдыха при выходе из агрессивного стремления удовлетворить свои потребности ощущает «откатные состояния». Те же откатные состояния возникают и в том случае, когда человек осознанно расслабляет напряжения, реализуя задачу «продления жизни». При расслаблении правой стороны возникает ощущение давления на правую сторону тела, ожидание возможности отравиться «негодным», а также подташнивание, инициируемое оттеканием мышц языка, который длительное время оказывал давление на дыхательное горло и верхнюю часть пищевода. При расслаблении левой стороны рождается страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться обильной слюной, которую трудно контролировать в затечных тканях.На уровне реального сознания эти физиологические проявления воспринимаются человеком, как ожидаемое негативное сопротивление внешней среды жизни и окружающих людей, которые мешают ему без борьбы обрести полноту своих потребностей и интересов. Человеку много чего хочется, но что именно, он сказать не может, так как думает только о том, что встретит затруднения. Самое главное, что наступает разочарование относительно своих намерений не искать плохого, а думать только о хорошем в будущем, расширять широту осознаваемого и наблюдаемого.
Для успешного прохождения этой фазы откатных состояний необходимо еще раз осознать, что такое состояние интереса. Состояние интереса не поддерживается избытком энергии, следовательно, в нем человек не может преодолевать трудности. Интерес реализуется системой разума, активность которой направлена на анализ той информации, которую ей предоставляет человек. Интерес к неизвестному возникать не может, так как нечего анализировать. Недостаток информации не создает логически завершенной картины, и как только прекращается аналитическая работа, подключается инстинкт самосохранения вместе с избытком энергии. Избыток энергии направлен на подготовку к встрече с неопределенностью.
Чтобы не вводить себя в столь сложную ситуацию, надо соблюдать простую последовательность действий. Это касается и деятельности сознания. В первую очередь требуется расширять и совершенствовать мировоззрение, а затем применять его для осознания более широких пределов происходящего. Это помогает создавать представление о влиянии вновь познанного в общих процессах жизни на происходящее в своем жизненном процессе и в себе самом. Кроме того, определять, что из вновь познанного входит в объем необходимого для себя, представляет интерес. Одновременно определять пути, дающие возможность сделать необходимое доступным. Таким образом, для воссоздания интереса к деятельности сознания надо выстраивать основу, на которую можно обоснованно опереться. Для системы инстинктов, это отработанные миллионами лет эволюции рефлексы. Для системы разума, это общие закономерности строения мира, жизни и самого человека. Если человек не опирается на закономерности, он вынужденно опирается на инстинкты. Без опоры он никуда не двинется ни мысленно, ни в реальной жизни.