Итак, управляемый установками системы инстинктов человек оказывается в замкнутом идеологическом пространстве, в которое сам себя загоняет. Он страдает от генераций страха и в то же время боится остаться без них. Иначе нечем оправдать постоянно поддерживаемое состояние собранности и готовности ко всему, что может произойти в жизни. Он готов обидеть, обидеться сам или дать отпор обидчику, который отвлечет его от концентрации в круге привычного. Под понятием круга привычного подразумевается не только круг текущих дел, но и образ мыслей, мировоззрение. Следовательно, человек использует генерации страха для противодействия тому, кто или что попытается заставить его изменить род занятий, место жительства, свои взгляды, сложившиеся представления о том, что является добром, а что злом, что правильно, справедливо, а что – нет. Другими словами, в «готовности ко всему» человек в штыки встречает любые противоречащие его идеологии мысли и поступки. Борется кулаками с теми, кто пытается разрушить его догмы, на которых сконцентрировано внимание. Доходит до того, что в идеологическом споре люди, вместо доводов наносят друг другу тяжкие телесные повреждения. В развитых странах люди не голодают, и не растраченные на поиск еды генерации страха не насыщенности усиливают страх перед злонаправленностью окружающего. Отсюда и агрессивность, которая направляется на борьбу, но не за кусок, а за свой вкус, за свои представления о жизни. Все, что находится за пределами этого круга, кажется опасным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что страх в сознании человека рождается не в связи с его попытками выйти из состояния ожидания неприятностей и худшего. Человек хотел бы не ждать худшего, но его высвобождающееся от поддержания догм внимание, распространяясь в более широкие пределы, наталкивается на все увеличивающееся число неразрешимых неопределенностей относительно причин и смысла осознаваемого в себе и в окружающей ситуации. Человек попросту не готов к изменению мировоззрения, если не имеет системной информационной базы наблюдений всего, что происходит за пределами круга текущих дел. Как только он сталкивается с мнением, которое противоречит его представлениям о вкусе, о том, как и что положено делать, так ощущает внутренний протест. Противоречие между установившимися в его сознании порядками и происходящим в реальности образует неразрешимую неопределенность. Человек считает, что окружающие должны определенным образом реагировать на его слова, поступки, предложения, попросту говоря соглашаться, но они придерживаются иного мнения. Особенно если это люди молодые, которые плохо справляются со своими эмоциями, так как гормоны инициируют в них резкое изменение настроения. Чем теснее общение, тем больше неопределенностей, которые в свою очередь вызывают естественную реакцию инстинктов. Ожидание возможного вреда и зла для себя из объема непонятного рождают в человеке генерации страха.
Проходит время и человек соглашается с новым мнением, обживается, создает новые привычки, но это стоит ему немало сил и здоровья. Когда здоровье ухудшается и нет сил для поддержания собранности и готовности ко всему, человек приходит к мысли о том, что нет смысла ждать, надо менять свое мировоззрение и прекратить сражаться с инакомыслием. Он занимает свободное внимание познанием основ строения мира, жизни и самого человека. Этим способствует выводу процесса своего мышления из тисков сжимающего его состояние ожидания неприятностей. Опираясь на общие закономерности развития окружающего мира, создает полноценную информационную базу для осознания происходящего в жизни и создания представлений о будущем во всем объеме доступного для наблюдения. Необходимо учитывать, что даже самые общие представления о строении мира, жизни и самого человека позволяют создать конструктивное мировоззрение. С его помощью достаточно просто удается расставлять по местам многочисленные пока не понятные процессы и явления в окружающей жизни. Все относящееся к главному и значимо влияющему на развитие линии главного, человек систематически переосознает. Все остальное принимает в расчет только как обстоятельства, которые не оказывают никакого влияния на его жизнь.
При попытке расширять объем наблюдений уровень нового увеличивается, а вместе с ним увеличивается уровень состояния ожидания худшего, как зла. Человек невольно начинает ожидать неприятностей, которые могут исходить из увеличивающегося числа неразрешимых неопределенностей при расширении круга осознаваемого. Кроме того, возобновлению состояния ожидания худшего при попытке его расслабления содействуют «откатные» состояния, возникающие, в связи с затеканием тканей ротовой полости и глотки после длительного поддержания напряжений «ожидания худшего». При расслаблении правой стороны возникает общее неприятие ко всему вовне. При расслаблении левой стороны возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться или задохнуться имитируемым «нажеванным» и косточками. Трудности определения местоположения имитируемых позиций вызывают ожидание потери. Одновременно действиями системы инстинктов рождается жалость к себе, заставляющая все свободное внимание сконцентрировать на контроле ротовой полости. Необходимость отнять внимание от внешней сферы усиливает общее неприятие ко всему вовне, делает его «обоснованным». Для успешного и быстрого прохождения «откатных состояний» требуется переосознать свои представления о жизни и о лучшем для себя. Осознанно подойти к пониманию того, что является главным и почему лучшим для себя является наличие единой цели в жизни, удовлетворяющей систему инстинктов и систему разума.