Необходимо учитывать, что причиной сомнений, недоверия и прочих опасений, связанных с ожиданием в будущем повторения своих ошибок, является проявление в сознании человека режима «экономии энергии и сдерживания активности». Любыми средствами система инстинктов стремится затормозить проявление инициативы, не позволить изменить мировоззрение. Проверить тормозящее действие инстинктов не сложно. Для этого человеку достаточно задавать себе вопросы, касающиеся реальности сомнений в своих способностях: почему я боюсь сделать ошибку, почему боюсь последствий, какими могут быть последствия для жизни. В итоге он придет к неутешительному для себя выводу. Никаких реальных причин, не доверять своим возможностям нет, но в собственное оправдание оказывается обязательно использует восприятие своей ущербности и неполноценности. И все это независимо от образования, карьеры, материального положения. В любом случае в глубине своего «Я» каждый человек поддерживает ощущение неполноценности, чтобы оправдать свою безынициативность. В этом заключается установка инстинкта самосохранения. При этом необходимо учитывать, что восприятие ущербности зачастую подавляется чувством собственного совершенства. Человек достигает успехов в том деле, которое видит наиболее приемлемым для себя, и неполноценным себя не считает. Наоборот, объясняет свою безынициативность тем, что его возможности уже индивидуальны, раз он сумел достичь успехов.
Необходимо учитывать, что индивидуальные возможности разума проявляются одновременно с повышением уровня внутренней свободы. Только в этом случае человек способен посмотреть на себя со стороны, и заметить те качества, которые заставляют инициировать восприятие неполноценности и ущербности. Здесь возникает потребность в партнере. Человек привыкает к себе и считает все свои положительные и отрицательные качества естественными. Партнер становится для него «зеркалом», в котором легко разглядеть черты, которые мешают изменить мировоззрение. Со стороны всегда видней, поэтому индивидуальные возможности разума проявляются и совершенствуются только во взаимодействии с окружающими.Устремленность быть системно и реально полезным состоит в том, чтобы найти эти проявления в себе. Они обязательно присутствуют, так как действия системы инстинктов в каждом человеке реализуется одинаково. Просто один может его подавить и не замечать, считая себя совершенным, а другой – нет. В том случае когда человек находит в себе то, что ему приходится терпеть в близком, например, непоследовательность и торопливость, он имеет возможность заместить животные генерации разумными идеями. Выстраивает модель, в которой учитываются все связи и зависимости, он возобновляет новизну в мировоззрении и представлениях о жизни. Переосознает те ситуации, которые заставляют торопиться, и уточняет приоритеты. Отдает предпочтение главному, оставляя мало значительному и не значимому в жизни меньше времени. В этом и состоит способ реорганизации сознания. Затем принимает идею о том, как это применить в жизненной ситуации, имея обоснованное объяснение своей позиции.Человек понимает, что и для чего сделал, и может объяснить это окружающим. Пребывая в новом более свободном состоянии, он воздействует на партнера не словами, а своим состоянием. Когда возникает возможность ослабления напряженности, организм обязательно пользуется этим. Партнер либо заведет разговор на тему изменений, либо этому будут способствовать обстоятельства. В любом случае они могут поговорить и обоснованно разобрать моменты, которые не стоят того внимания, которое им уделялось согласно установленным общепринятым порядкам и правилам.
Итак, первым шагом на пути преобразований является переосознание причин того, что происходило в своей жизни в прошлом и продолжает оставаться в настоящем. Это относится, как к отдельным ситуациям, так и к привычной последовательности действий, установленным порядкам. Корректируя жизненные приоритеты, человек становится способным изменить свои представления о жизни и ее устройстве. Изменяя образ мыслей, возобновляя новизну в мировоззрении и представлениях о жизни, он изменяет образ жизни, условия взаимодействий и взаимоотношений с окружающим миром и людьми в нем. Причем делает это систематически, то есть систематически проверяет правильность и осмысленность своих действий. Таким образом, нацеливая свою жизнь на изменение к лучшему, человек исключает повторение неприятностей. К ошибкам приводит низкий уровень определенности относительно смысла своих действий, стремление действовать на свой вкус. Поэтому наиболее естественным первым шагом на пути разумных преобразований становится переосознание своего мировоззрения с целью, сделать его конструктивным и полноценным. Человек принимает новые идеи, глубже осознает идеи, принятые раньше, и таким образом переосознает свои неудачи. Вступив на путь разумных преобразований, он вообще не считает свои неудачи жизненными ошибками, а воспринимает их, как возможность естественным образом реорганизовать свои представления о лучшем, условия своей жизнедеятельности, свои жизненные связи и взаимоотношения. Что позволяет не только избежать повторения прошлых ошибок, но и не запасать что-либо на случай преодоления трудностей. Самой большой трудностью для него было преодолеть свою инертность, обусловленную поддержанием режима «экономии энергии и сдерживания активности». Именно на этом человек терял часть внутренних ресурсов, которых не хватало для создания полноценной картины интересующей ситуации. Создание благоприятных условий делает инициативную активность интересной, притягивающей внимание, приносящей удовольствие и чувство удовлетворенности.