Выход из откатных состояний требует некоторого опыта, приходится учиться не ждать наступления выздоровления, хорошего настроения, улучшения отношений с окружающим миром и людьми в нем, а находить возможность изменений к лучшему в себе и своей жизни. В этом состоит часть инициативной активности, направленной на реализацию задачи «продления жизни». Опыт приходит к тому, кто заинтересован в организации жизни, видит смысл в созидании, а не только в потреблении того, что создано другими. Если нет интереса к развитию индивидуальных возможностей разума, если человек не видит в этом никакого смысла, так как считает свои текущие возможности достаточными, то и через два – три года он не заметит преимуществ разумной организации жизни и позитивности происходящих изменений. Он так и будет инициировать состояние «ожидания страхов» при снижении внутренней напряженности, энергонасыщенности и возбуждения. В результате чего позитивные изменения все также будут сопровождаться страхом перед неравновесностями, естественно возникающими в процессе любых изменений.
Читатель может подумать, что ждать лучшего два – три года слишком долго. Опасения напрасны, так как ждать ничего не надо, разумные преобразования предполагают занятость внимания активными инициативными действиями. К тому же изменения к лучшему происходят с каждым очередным инициативным действием. Сомнения в том, что изменения к лучшему происходят, возникают потому, что на начальном этапе разумных преобразований временной круг осознаваемого еще достаточно узок. Человек привычно концентрируется на каждом текущем действии, зачастую забывая о поддержании модели жизненного процесса со всеми его составляющими. Преобразования же охватывают жизненный процесс в целом, поэтому изменения на первых порах трудно заметить, они происходят плавно. По мере увеличения широты наблюдаемого человек глубже по времени оценивает прошлое и более дальновидно будущее. Он становится способным заметить однозначность изменений к лучшему в себе и в жизни. За два – три года основные жизненные ситуации повторяются несколько раз, и он может сравнить свое прежнее отношение к происходящему и новое отношение, отметить нежелание бороться, а искать созидательный путь решения жизненных задач.
В эти два года еще ощущая неприятие к активности в мышлении и в реализации жизненных действий, человек зачастую проявляет пассивность, нежелание быть системно и реально полезным. Этим неосознанно приводит себя в привычное состояние «ожидания», Для чего пугает себя внутренними проблемами, недомоганием, психической нестабильностью, необъяснимым беспокойством, чтобы отвлечь свое внимание от внешней сферы жизни и вернуться в сферу внутреннюю. Не желая этого, человек зарождает «ожидание проявлений страха», которое инициирует настороженность и сверхчувствительность, в основе которых лежит энергия страха. В конце концов, на повышенном уровне чувствительности, в сверхчувствительности начинает ощущать этот самый страх, лежащий в основе состояния настороженности. Ощущая его, получает для себя «обоснование» своей пассивности. По сути дела, теряя инициативу, человек преграждает себе путь к обретению реально свободных и естественных состояний, возможности во всей полноте раскрыть свои индивидуальные способности, и быть последовательным при реализации полезных действий. Отчего структура его жизненного процесса не получает необходимой устойчивости, жизнеспособности, гибкости. Сам он не может образовать соответствующее своим интересам и возможностям жизненное пространство, раскрыть необходимый уровень свободы действий для устремленности, изменять к лучшему себя и свою жизнь.
Еще одним способом приведения себя в пассивное состояние «ожидания» является момент обращения мысленным взором в будущее. Ожидая лучшего, то есть наступления внутренней прозрачности, внутренней свободы, полноты раскрытия своей индивидуальности, свободы действий, взаимопонимания, общих интересов, согласия по своим жизненным связям, человек невольно инициирует состояния настороженности и сверхчувствительности. На пределе чувствительности обязательно ощутит генерации страха, которые объяснит себе боязнью, что его ожидания окажутся напрасными, что вряд ли ему удастся проявить более совершенные возможности разума и стать реально полезным. Конечно, сомнениями и недоверием к своим возможностям человек приведет себя под управляющее действие системы инстинктов, и тем самым действительно сдержит процесс изменений к лучшему в себе и своей жизни.
В то же время нет никакого смысла заставлять себя, не входить в состояние ожидания неприятностей или ожидание лучшего и сопутствующее ему состояния настороженности и сверхчувствительности. Любое давление на действия системы инстинктов вызывает ответное усиление силовых проявлений. При попытке силой заглушить в себе состояние ожидания, настороженности и сверхчувствительности, человек входит в единственное состояние, в котором животное способно не ощущать проявления «ожидания настороженности и сверхчувствительности». Это состояние готовности ко всему, образованное предельной собранностью, готовностью к противлению, противоборству, готовностью в любой момент броситься за добычей, не упустить ее или спасаться бегством. Запрещая себе какое-либо животное состояние «ожидания чего-либо», человек инстинктивно образует предельные для себя перенапряжения и перевозбуждения. Только в таком состоянии животное способно к любому действию, ему уже не надо ожидать конкретного обстоятельства, которое заставит быть активным, оно уже готово ко всему.