Анализируя стремление неосознанно экономить расход энергии, мы пришли к выводу о том, что человек способен упреждать действие системы инстинктов, опираясь на главное для себя и своей жизни. В том случае когда главным является процесс продления своей жизни, сама жизнь воспринимается единым действием, направленным на познание себя. Если человек способен это действие реализовывать, то есть вести процесс познания, искать лучшее, система инстинктов ориентирует свое управляющее действие только на обеспечение жизнедеятельности организма, на физиологию и непредвиденные ситуации, создающие непосредственную угрозу жизни. В том случае когда человек не оценивает разумным путем правильность расхода своих сил и возможностей, эту функцию берут на себя инстинкты.
Необходимо отметить, что, инициируя программу «сдерживания расхода внутренней и деятельной активности», человек в отличие от животного на самом деле ничего не экономит. Животное в это время затаивается в укромном месте и действительно не тратит энергию. Человек находится в постоянном движении и общении, непосредственном или с телевизором, книгой и т. д. При этом на саму активность тратит столько же энергии, как если бы и не включал программ сдерживания ее расхода. Дело в том, что одна часть его энергии уходит на реализацию напряжений, инициируемых режимом экономии, а остальная — на отдачу тепла в воздух. Чем выше уровень режима «экономии», тем сильней он «кипит» и согревает все вокруг. Количество энергии, расходуемой на непосредственное движение и общение, остается неизменным, как при включении программ сдерживания, так и без них. Затраты энергии на поддержание программы «сдерживания расхода активности» таковы, что человек устает, а с годами вообще становится менее дееспособным и слабым. Реальная работоспособность у него прежняя, а сил нет, все они тратятся на экономию энергии. Вот такой парадокс.
Необходимо отметить еще одно положение. Ощущая в себе потребность, экономить свою деятельную и внутреннюю активность во взаимоотношениях, человек неосознанно стремится, не показывать это. Ему нельзя показать, что неосознанно включается «калькулятор», подсчитывающий расход запаса энергии. В любом случае он чувствует себя хотя бы несколько замкнутым, не открытым. Часть внимания перехватывается системой инстинктов для подавления животного состояния «экономии». На уровне рефлекторных связей имитируемое «нажеванное за левой щекой» прячется подальше, чтобы не быть заметным. После общения у человека остается осадок, как будто он был не честен с партнером. Такая двойственность не позволяет ощущать реального единения, достигать глубины взаимопонимания и согласия. Не понимая до конца, зачем ему запас, человек становится таким же непонятным окружающим. Он ожидает, что и в другой раз поступит так же. Итак, независимо от своего желания каждый ощущает некоторую отделенность, разобщенность с происходящим вовне и с окружающими, в конце концов, с самой жизнью. Еще не начавшиеся встречи с партнерами инициируют потребность, загодя входить в напряжения «сдерживания расхода энергии и деятельной активности». Человек нацелен копить силы, поэтому ожидание, что их придется тратить, воспринимает негативно.
Таким образом, по отношению к окружающим людям каждый ощущает замысел, инициируемый действием программы «сдерживания расхода внутренней энергии и деятельной активности». Что приводит к постоянно ощущаемой разобщенности даже с близкими. Человек видит безнадежность своего стремления быть понятым во всей полноте и понимать окружающих. В итоге с годами в нем формируется чувство обреченности на одиночество. Человек не хочет его показывать ни себе, ни другим, чтобы не вызывать жалости. Скрывать чувство обреченности на одиночество помогает система инстинктов с помощью тех же напряжений режима «экономии энергии», то есть, имитируя «нажеванное за левой щекой».
Чувство неспособности обрести единение, взаимопонимание и согласие с окружающими образует ощущение неоднородности со всем, что происходит и существует вовне. Понятие неоднородности рождает в сознании ожидание вреда, опасности от чужеродной среды, то есть возвращает к восприятию злонаправленности по отношению к себе.
Две разные жидкости либо не смешиваются, либо что-то изменяют друг в друге. Так и люди. Либо они входят в состояние единения и что-то изменяют друг в друге, либо не понимают один другого, в значительной степени не понимая себя, свою суть и природу. Управляемый установками инстинктов человек боится углубления взаимопонимания и согласия, потому что боится смешаться с другими, так как не представляет, что из этого может получиться. Не понимая себя, он не понимает, зачем ему другие люди. Он уверен, что снятие всех ограничений во взаимоотношениях, полная открытость несет в себе вред и опасность. Никто не сможет уговорить себя, сделать это, если не видит в этом смысла, то есть выгоды для себя. В том случае когда партнеры намереваются совместно решить определенную жизненную задачу, они напрямую заинтересованы в углублении взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего. Взаимопроникновение обусловлено общими целями и интересами, и ограничено ситуацией, явлением, объектом совмещения в общем действии возможностей двух людей. Если созидательной цели не существует, но существует устремленность к единению, то есть люди просто дружат, в сознании человека всегда остается ожидание, что под влиянием партнера в нем произойдет какое-либо непонятное изменение. Подобное ожидание изменения своей сути, своей природы под влиянием не до конца понятного в своих свойствах и в своем строении партнера, вызывает опасение. Человек не может себя понять во всей полноте, оценить на всю глубину свое собственное строение, не может во всей полноте оценить свои возможности, свойства, значит, и качество своего воздействия вовне. Познать же на всю глубину полноту строения свойств и возможностей другого человека тем более не может.