Итак, человек, устремленный избыточно развивать одну из своих возможностей, не обеспечивает этим благоприятных условий жизни в будущем. Развивая свои способности под управляющим действием системы инстинктов, человек невольно отделяет себя, чтобы отмечать свои успехи путем сравнения с успехами других людей. При этом ему нужны те, кто способен оценить и подтвердить его достижения. Среди рядовых людей нечасто находятся специалисты, готовые сделать это. Чаще всего они оценивают достижения с позиции вкуса, нравится или не нравится. Так работы художника, увлекающегося техникой рисования, но не имеющего глубокого понимания сути и природы жизни, могут быть положительно оценены только специалистами, способными отличить тонкость оттенков цвета на полотне. Но для других людей, для которых, собственно эти работы и предназначены, они будут скучны. В них не будет возможности более глубоко увидеть и понять составляющие жизни. У такого мастера отсутствует более свободное внутреннее состояние, которое он способен передать, хотя любой творец пытается донести до людей свое видение жизни.
В том случае когда человек не обладает выраженным талантом и усидчивостью для его развития, он стремится демонстрировать окружающим свою избыточность в чем-то другом, например, в накоплениях, хитрости, оборотистости т. д. В любом случае инстинкт требует показать свое отличие, свою особенность в сравнении с другими. Молодому человеку приятно ощущать свое превосходство над окружающими. Демонстрацией своей силы он растрачивает часть нереализуемого избытка, переполняющего и возбуждающего его, и ему становится легче хотя бы на время. К годам зрелости часть избытка уходит, но накапливается жизненный опыт. Человек начинает замечать, что избыток не приносит пользы, а его демонстрация лишь отдаляет его от окружающих, так как они оценивают это, как бахвальство. Незаметно для себя он начинает сдерживать в себе животные устремленности, или хотя бы часть из них. Сдерживание избытка может начаться гораздо раньше, если человек в молодости не отличается физическими возможностями, боится проявлений собственного организма. Для этого требуется тот же самый избыток, но превышающий своими возможностями возможности организма, психики и разума. Надо задавить рождаемые внутренними системами и структурами движения и устремления.
Таким образом, для ощущения стабильности и равновесности человек стремится к созданию избытка своих возможностей влиять на происходящее внутри себя и в жизненных ситуациях.Для поддержания стабильности во внутреннем состоянии акцент делается на усиление животной программы «внутренней собранности».Для ощущения стабильности во взаимодействии с окружающим миром и людьми в нем создается избыток возможностей влиять на окружающее. В этом случае в большей степени человек опирается на рефлекторную программу «готовности к противлению и противоборству». Необходимо учитывать, что на самом деле в том и другом случае активизируются обе рефлекторные программы, а изменяется только соотношение уровня их реализации. При действии во внутреннем мире программа «готовности к противлению» становится опорой для программы «внутренней собранности». В жизненной ситуации «внутренняя собранность» становится опорой для проявления «противления и противоборства». Для действия силой всегда требуется опора, поэтому смещается положение центра тяжести, человек опирается то на внутреннюю опору, то на переднюю линию жесткости. При активности во внешней ситуации туловище наклонено вперед и несколько вправо, приподнята правая верхняя часть груди, правое плечо и правая сторона лба, правое колено вывернуто внутрь влево, чтобы придать телу устойчивость. Это и есть передняя линия жесткости. В попытке убедить собеседника, чаще всего кого-то из близких, особенно собственного ребенка, человек «наваливается» на него всем телом. В таком же положении он встречает жизненные неприятности и пытается бороться с ними.
При действии внутри себя, когда надо справиться с эмоциями, он отклоняется назад влево, приподнимая левое плечо в направлении левого уха. Этим движением неосознанно упирается во внутреннюю поверхность линии опоры, а на самом деле с силой сжимает левую сторону тела. Левое окончание подъязычной кости упирается в мышцы шеи. Левый угол нижней челюсти практически прижимается к костям черепа под ухом. Левый сустав и костный клык нижней челюсти вдавливается в соответствующие выемки справа и слева от височной кости (от сжатия выделяются желваки). Веко левого глаза надавливает на кость глазницы в направлении к верху левого уха. Левая бровь, обретая опору у переносицы, сдвигает скальп через верх головы по направлению к макушке. Средняя часть левой стороны языка надавливает на имитируемую у предпоследнего нижнего зуба «косточку» ущербности. Той же частью языка пережимается выход из протока левой околоушной слюнной железы, чтобы сдерживать чувство голода, то есть подавлять восприятие потребностей и интересов. Левый хрящик голосовых связок придавливается к задней стенке пищевода. Голосовые связки деформируются так, чтобы невозможно было испустить стон или плач.
Таким образом, избыток энергии, который используется в процессе проявления более высоких внутренних возможностей, направленных во внешнюю сферу жизни или внутрь себя, заставляет человека поддерживать мощные животные генерации. Эти генерации направлены на воссоздание таких возможностей, которые должны помочь в борьбе с окружающим миром и с собственными эмоциями, с самим собой. Но человек не может одержать победу в этой борьбе, ее итогом является лишь очередной виток внутренней напряженности, ведь в качестве орудия борьбы используется вырабатываемый системой инстинктов избыток энергии.