Итак, человек стремится иметь больше, чем ему необходимо для жизни, в том числе возможностей, сил, здоровья, знаний и ощущений, в связи с недостаточной определенностью в причинах, смысле и направленности происходящих в жизни изменений. Чувство неготовности своих внутренних возможностей к действиям в будущем заставляет создавать запасы на все случаи жизни. Но внимания, занятого накоплением и обслуживанием запасов, не хватает для того, чтобы ориентироваться относительно своих намерений в перспективе, чтобы постоянно корректировать свои представления относительно изменения направленности интересов и потребностей окружающих.
Существенным отличием ведения жизни под управляющим действием системы разума является постановка смысловой нацеленности. Внешне жизнь человека, ведущего разумные преобразования, может и не меняться. Но он всегда задает себе вопрос относительно смысловой направленности своих мыслей и действий, знает, зачем об этом думает и зачем это делает, как это позитивным образом отразится на его будущем. Если не отразится никак, то не тратит время, смело сворачивает свои намерения. С позиции животной системы все мысли и действия должны быть направлены на то, чтобы создать запасы не хуже других, а даже лучше. Этим обеспечить себе возможность пережить неблагоприятные условия, в частности болезни, засуху или дождь. Другими словами, сделать все, чтобы хоть как-то жить дальше.С позиции системы разума все мысли и действия должны быть направлены на обустройство благоприятных условий в будущем. Человеку не грозит голод и холод, он имеет возможность поесть и тепло одеться. Ему важно создать комфортные условия во взаимодействии с окружающим миром и людьми в нем, чтобы по мере снижения уровня энергонасыщенности продолжать жизнь путем использования возможностей разума. Следовательно, ему важно не количество прочитанного, полученных впечатлений и ощущений, а поиск взаимопонимания и единства видения лучшего с тем, с кем он эти впечатления и ощущения обретает. Он стремится сделать все, чтобы не просто жить, а жить с пользой для себя и для других. Нечеткость в понимании своей жизни в будущем, условий, в которых придется пребывать, и необходимых для этого возможностей инициирует в сознании ощущение неготовности будущему. Не используя процесс переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, человек остается в неведении. Поэтому любыми способами стремится добиться уверенности в том, что его возможности позволят жить в будущем. В итоге создает животным способом запас готовности.
Усталое или больное животное для создания запаса готовности к будущему резко повышает уровень сдерживания расхода внутренней активности и, пребывая в укромном месте, блокирует до времени ощущение готовности к реализации деятельной активности. У него пропадает аппетит, так как в этот период оно не готово добывать пищу и защитить себя в злонаправленной внешней среде жизни. Животное накапливает избыток энергонасыщенности и внутренней напряженности путем обжатия желудка и пищевода, не позволяя стенкам желудка выделять кислоту. За левой щекой фиксирует «нажеванное», как запас, использование которого надо «растянуть» как можно дольше. Мышечными напряжениями уменьшает кровообращение в конечностях для того, чтобы максимально снизить потери тепла и энергии. Прижатием средней части левой стороны языка к протоку левой околоушной слюнной железы сдерживает сток слюны и аппетит.
Животное впадает в спячку, в анабиоз. Постепенно усталость проходит, оно накапливает избыток энергонасыщенности, который позволит, превозмогая боли и восприятие ущербности, зажимая имитируемую «косточку ущербности» у левых крайних зубов, воссоздать необходимый уровень мышечных напряжений, чтобы догнать добычу и самому не стать добычей более крупного хищника. Для животного это временное состояние, когда требуется отдохнуть, дать зажить ранам, пережить непогоду.
Неосознанно поддаваясь установкам инстинктов, человек в отличие от животного поддерживает избыточное состояние постоянно. Он ежедневно должен проявлять инициативную активность, в связи с чем, преодолевать барьер сдерживания. Не проявляя интереса к осознанию происходящего и уточнению представлений о будущем, он становится еще менее готовым к реализации действий в будущем. Поэтому «заноза неготовности» становится все более ощутимой и с годами гораздо острее. Наполненный избыточностью и чувством независимости от происходящего вовне и будущего, человек убеждает себя в том, что способен справиться со всем, что ожидает его в перспективе. Он даже получает удовольствие от того, что может позволить себе не думать о будущем, о необходимых для себя возможностях. Этим временно успокаивает себя, но лишь усиливает реальную неготовность к реализации действий в будущем. Для компенсации нарастающего чувства неготовности к жизни еще более повышает уровень внутренней энергонасыщенности и напряженности. Одновременно сдерживает интерес к переосознанию своих представлений о жизни, о главном для себя в перспективе, направленности жизненных интересов, необходимом и достаточном для их реализации, перспективе своих намерений, значит, о потребных в будущем возможностях. Так круг за кругом животные установки инициируют повышение уровня энергонасыщенности, а избыточность усиливает действие животных генераций. Достигнув предела, человек переутомляется от постоянного поддержания запредельных для организма нагрузок, и в итоге начинает ощущать реальную слабость. Появляется синдром хронической усталости, в связи с зашлакованностью внутренней среды.