Таким образом, в сознании человека, использующего для ведения своей жизни животную смысловую нацеленность, действует логическая цепочка, приводящая к инициированию идеи злонаправленности окружающего мира. Уровень злонаправленности напрямую зависит от не устремленности определять объем минимально необходимого, но достаточного для возобновления и изменения к лучшему себя и своей жизни.
Необходимо понимать, что превышение объема минимально необходимого не приносит лучшего в жизнь и не ускоряет темп движения к лучшему. На обслуживание и поддержание всего сверх необходимого приходится тратить силы, внимание и средства. Следовательно, оставлять себя несколько в прошлом, не успевая создавать условия для жизни в будущем, оставляя будущее неопределенным, значит, вызывающим ожидание вреда и ущерба. Неосознанно человек своими действиями вводит себя в гонку за запасами, которые вроде бы должны содействовать продолжению жизни в будущем. Чаще всего он обеспечивает себя материально, но не избавляет от страха перед будущим. Управляемый животной смысловой идеей он не учитывает наличие абстрактного мышления, значит, необходимость куда-то приложить свое внимание. Внимание привычно устремляется на борьбу с тем, что может помешать продолжению жизни. Чаще всего это снижение уровня физических сил, ухудшение взаимопонимания с окружающими и болезни, которые с возрастом обязательно возникают в организме.
Кроме того, превышение необходимого является запасом, который отягощает и даже делает невозможным сам процесс движения, в том числе движения мысли. Человек остается приверженцем своих взглядов и представлений о жизни. Сама жизнь заставляет его изменять свои жизненные порядки и привычки. Но происходит это болезненно, зачастую является следствием неприятностей. Таким образом, человек снова не успевает за происходящими изменениями и остается несколько в прошлом, не понимая происходящего вокруг и с опасением ожидая в будущем еще более непонятных, значит, вызывающих страх непредвиденных обстоятельств. В этом не было бы ничего страшного, если бы ни нарастающий темп изменений, инициируемый развитием науки и техники. Что вносит все больше беспокойства в сознание человека.
Необходимо учитывать, что постоянно ощущаемые сомнения относительно правильности определения минимально необходимого и достаточного являются всего лишь «призывом» разума к корректировке и уточнению. Объем необходимого и достаточного нельзя определить раз и навсегда, он зависит от рода деятельности человека. Выстраивая перспективу развития изменений к лучшему в каждой жизненной направленности, значимо влияющей на развитие линии главного, человек определяет достаточность не только материальную, но и своих возможностей. В следующем переосознании уточняет свои планы с учетом новой информации о ходе реализации жизненных и внутренних процессов, а также о результатах и последствиях производимого. Сомнения, не разрешенные таким способом, становятся постоянными. В дальнейшем для их разрешения приходится имитировать неосознанные действия, способствующие самоуспокоению, например, муссировать «нажеванное» за левой щекой с целью определения достаточности его объема. Постоянное муссирование создает неприятное ощущение от затекания тканей в районе левой щеки, и человек предпринимает реальные действия, чтобы погасить его. Либо берет в рот конфету, либо закуривает, либо пьет чай, кофе, пытаясь хоть на время расслабиться. Расслабление инициирует «откатное» ощущение страха за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться, имитирующимся «нажеванным». Возникает неосознанное чувство потери, связанное с трудностями определения местоположения «нажеванного» в оттекающих тканях, и жалость к себе, в связи с привлечением внимания для контроля над происходящим в ротовой полости и глотке. На уровне реального сознания это воспринимается в виде беспокойства, необъяснимого чувства потери и той же жалости к себе.
В связи с тем, что расслабление рефлекторной программы «муссирования «нажеванного», было логически связано с сомнениями относительно достаточности необходимого, человек принимает откатное беспокойство, чувство потери и жалости к себе за реальную недостаточность своих запасов. Связывает неприятные откатные ощущения с необеспеченностью своих потребностей и интересов в будущем. Этим вновь вводит себя в состояние алчности и ненасытности. В итоге возникает ощущение злонаправленности окружающего мира, готовность противления, неприятие к нему и людям. Действиями системы инстинктов образуется состояние внутренней собранности, в программу которой входит зажатие и фиксирование имитирующегося «нажеванного», как запаса имеющегося. Ощутив его восприятие, человек возобновляет рассмотренную последовательность инстинктивных действий. Снова неосознанно муссирует «нажеванное», инициируя сомнение относительно его достаточности.
При рассмотрении вопроса достаточности необходимо обратить внимание, что под понятием необходимого подразумевается все, что потребно человеку для реализации своего внутреннего и жизненного процессов. Это возможности, используемые для реализации жизненных и полезных действий для окружающих, это информация, это связи, образующие жизненный процесс, это уровень и объем единства видения, взаимопонимания, согласия и общих интересов с окружающими.