Итак, причиной слабости, наступления которой человек боится в будущем, является неспособность определяться в обстоятельствах, возникающих во внутренних и жизненных ситуациях, а не отсутствие физических сил и здоровья.
Вот почему начинать разумные преобразования необходимо с формирования полноценного, конструктивного мировоззрения, с понимания причинно-следственных связей жизненных событий. Вначале полезно проследить изменения в тех жизненных ситуациях, которые знакомы с начала их зарождения, связаны с собственными наблюдениями. Важно самому увидеть и понять зависимости и причины происходящего в жизни кого-то из родственников, близких или известных людей. Свой опыт человек обычно не использует, считая себя исключением из правил. Образованные наблюдением причинно-следственные зависимости полезно применять в процессе системного переосознания для создания представления о главном, направленности жизненных интересов и необходимом для их реализации в будущем. Что позволяет определяться в жизненных ситуациях, в происходящем внутри себя, быстро находя главное и значимо влияющее на развитие линии главного. В связи с этим, человек становится способным, подумав, найти лучшее для себя, оптимальное и полезное. Созданные представления о лучшем для себя уже задают направленность движения мысли, значит, позволяют не входить в состояние ожидания внутренней неуправляемости, если возникнет необходимость принимать решение. Ведь именно ситуация, когда мысль утыкается в пустоту, вызывает паническое состояние, которое приходится подавлять собранностью.
Успевая осознавать суть происходящего в жизненных ситуациях, находить возможность использовать образующееся в них новое для оптимизации существующего в себе и в жизни, человек не противится ходу их развития. Он понимает, что все вокруг изменяется в сторону лучшего. С близкого расстояния заметить движение длительных по времени развития циклов трудно, а порой невозможно. Ручеек неоднократно изменяет свое направление, пока не впадет в реку, и не всегда течет в нужную сторону. Так и жизненные события. Обретая представление о причинах и смысле происходящего, его строении, человек создает возможность использовать образующееся новое и совершенное в своей жизни.
Не создавая и не поддерживая в себе способность, разбираться в сути внутренних и жизненных ситуаций, человек вынуждает себя, с одной стороны, противиться происходящим изменениям. Ведь система инстинктов инициирует в нем стремление к завершенности, к покою, а происходящее в окружающей жизни наоборот, все время заставляет перестраиваться. С другой стороны, человек находится в сомнениях относительно правильности своих действий. Этим инициирует восприятие неполноценности и потребность собранностью погашать эти генерации.
К зрелости все труднее поддерживать в себе готовность к противоборству и внутреннюю собранность на уровне, необходимом для активных взаимоотношений во всей полноте жизненных и внутренних ситуаций. Поэтому зрелый человек любыми способами отгораживается от взаимодействия с новым, еще непонятным, неопределенным, образующимся во внутреннем и в окружающем мире. Он вынужденно концентрируется на текущем действии в круге привычного, еще сильнее сужая объем своего мировосприятия. Этим в еще большей степени обедняет возможность разбираться в образующихся внутренних и жизненных ситуациях. Внимание, сконцентрированное в узком круге быта и бытовых связей, не снабженное информационной платформой конструктивного мировоззрения, не позволяет находить объяснений тому, что происходит в быту. Ведь большинство ситуаций в бытовых взаимоотношениях и взаимодействиях инициируется из более широких сфер жизни. Люди делятся информацией о работе, о происходящем в мире, по жизненным связям, а комментируют, опираясь на собственный вкус.Отсутствие понимания закономерностей развития общих процессов в цивилизации вынуждает для ориентации своей «зауженной» жизненной бытовой ситуации использовать животный способ. Животный способ заключается в предвидении изменений в будущем через инициирование состояния сверхчувствительности и настороженности, которые обязательно образуются вместе с программой «ожидания худшего в будущем и готовностью противостоять ему». А для этого требуются напряжения внутренней собранности. Таким образом, сужение круга осознаваемого в жизни не приводит к нужному результату, не освобождает человека от напряжений внутренней собранности и готовности к противоборству, то есть не способствует повышению уровня внутренней свободы, равновесности в сознании и свободы в жизни. Человеку, сужающему круг осознаваемого гораздо труднее понимать тех, с кем он связывает свою жизнь, и быть понятным в своих намерениях не только окружающим, но и самому себе. Что вынуждает доказывать свою правоту, действовать силой. Естественным для него состоянием является внутренняя собранность, которая требуется для создания жесткости, необходимой для реализации готовности к противоборству, к действию силой. Сужая круг осознаваемого в себе и в жизни, человек лишает себя возможности разумно предвидеть ход жизненной ситуации. Он использует животный способ, определяет картину ближайшего будущего по едва заметным изменениям, стараясь заметить эти изменения по первым признакам в сверхчувствительности, настороженности и ожидании худшего.