Итак, разум не может ответить человеку на его вопрос о том, насколько можно расслабиться. Его задача заключается в создании соответствия между организованностью жизни и уровнем внутренней свободы, то есть расслаблением. Действия разума не подкрепляются силой, поэтому он не поможет человеку расслабиться сверх меры. Насколько человек не сумел оптимизировать процесс мышления и жизнь, настолько в его теле проявлены напряжения собранности.
На уровне рефлекторных связей оценка необходимого уровня собранности реализуется с помощью воссоздания перед мысленным взором (спереди справа) прошлых стрессовых ситуаций. То есть человек мысленно отстраняется от воображаемого спереди справа воспоминания о неприятностях. При этом тело отклоняется чуть назад и влево, прижимается к внутренней поверхности линии опоры. Что особо ощущается левым окончанием подъязычной кости, левым хрящиком голосовых связок и прижатием клыка и сустава нижней челюсти к костям черепа. Правая сторона желудка и пищевода приподнимается, помогая инициировать уход от прошлых стрессовых ситуаций. В состоянии собранности человек не только всем телом отстраняется назад влево, но и с силой сжимает челюсти, чтобы оценить степень напряженности. Усилие сжатия таково, что выпирают желваки. Этими неосознанными действиями он выводит себя на тот уровень внутренней напряженности, который потребовался в самый сложный момент жизни.
В процессе расслабления оценки «степени напряженности» ощущаются «откатные» состояния. Оттекание правой стороны тела вызывает общее неприятие к жизни, инициируемое возникающим состоянием подташнивания. Расслабление левой стороны рождает страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемыми позициями «нажеванным», «косточками», слюной. Трудности определения местоположения имитируемых позиций вызывают ощущение потери важной жизненной возможности контролировать жизненную ситуацию. Далее возникает чисто физиологическая жалость к себе, с помощью которой система инстинктов отвлекает внимание от внешней сферы и концентрирует на ротовой полости. На уровне реального сознания человек воспринимает эти физиологические проявления, как угрозу здоровью и жизни, как опасность в будущем. Возникает ощущение внутренней неуправляемости, слабости, сомнение относительно своего здоровья. В итоге создается чувство неготовности к жизни в будущем.
Как бы человек ни старался, он не в состоянии подавить чувство опасности, беспокойство о здоровье, ощущение неготовности к жизни в будущем. Система инстинктов не выпустит его из своего замкнутого круга. Требуется новый взгляд, который позволит посмотреть на происходящее как бы со стороны. Надо оценить ситуацию в целом и увидеть те связи и зависимости, которые нельзя заметить с близкого расстояния, тем более с привычной позиции. Новый взгляд человек образует путем переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. И тогда становится понятно, что инициируемое из подсознания ощущение слабости относится не к слабости организма вообще, а только в отношении тех стрессовых ситуаций, которые остались в памяти. Но, если мысленно вернуться к прошлому, то станет ясно, что сила и тогда мало помогла, а в будущем поможет еще меньше. В любом случае с возрастом естественным путем снижается уровень энергонасыщенности и физических сил. Зрелый человек по определению слабее молодого. Поэтому готовиться в молодости в будущем применять силу, и тем более сокрушаться по поводу наступающей слабости и отсутствия здоровья нет смысла. Да при пониженном уровне собранности подавить физической силой или силой воли других людей, жизненные обстоятельства или собственный организм трудно. Но разум подсказывает, как уходящие физические возможности заместить возможностями индивидуальными. Организуя самодостаточный процесс жизни, основанный на постоянных взаимозависимых жизненных связях, устремляя себя к их системному совершенствованию, а также совершенствованию своих возможностей, человек создает новую среду жизни. Она становится благоприятной, прогнозируемой. Взаимопонимание, согласие и единство видения лучшего создает обоснованную уверенность в том, что можно не ожидать случайностей в объеме процесса жизневозобновления. Особенно таких случайностей, которые могут негативно повлиять на ход жизни и потребовать перенапряжений. Наоборот, более благоприятные условия во взаимодействии с окружающим миром и окружающими людьми позволяют быть реально полезным и при этом иметь менее напряженное внутреннее состояние.
Таким образом, уровень внутренней напряженности и собранности всегда пропорционален неорганизованности жизни, когда человек не представляет перспективу своей жизненной ситуации в будущем, своих возможностей, необходимых для реализации жизненный действий. Определенность относительно готовности к жизни в будущем создает система инстинктов. Она инициирует программу сверхчувствительности и настороженности в ожидании худшего, и заставляет человека прослеживать цепочки возможных вариантов стечения обстоятельств, как внутри себя, так и в жизни. Необходимый уровень внутренней напряженности определяется по максимально неблагоприятным ситуациям, которые он испытал сам или наблюдал в жизни окружающих людей.