Итак, человек на всякий случай стремится иметь избыток энергонасыщенности для того, чтобы встретить непредвиденные случайности. Хотя на самом деле в современном мире избыток сил слабо помогает преодолеть трудности. Скорее наоборот, не дает спокойно думать. Человек порывается сразу что-то делать, так как инстинкт заставляет двигаться, убегать или прятаться. Но от неприятностей во взаимоотношениях с окружающим миром и людьми в нем не убежишь, мысли остаются и продолжают пугать. В процессе переосознания полезно напоминать себе о том, что инертность в отношении познания основ строения мира, жизни и самого человека инициируется установками системы инстинктов. Ведь в функциях и возможностях системы инстинктов отсутствует способность к познанию. Инстинкты призывают думать о будущем и организовывать его, опираясь на уже известное, подобное ранее происходившему внутри или в окружающей жизни. О лучшем для себя думать не надо. Для животного «лучшее», это обилие еды. Будет много еды, хорошо, а готовиться надо только к худшему. Под действием инстинктов человек устремляет себя выстраивать предположения о возможных обстоятельствах, которые могут вторгнуться в жизненную ситуацию и во внутренний мир. Конечно, в этот момент у него даже не возникает мыслей об организации и ведении внутренних и жизненных обстоятельств в сторону лучшего для себя.
Животное способно строить взаимоотношения с внутренним миром и окружающей средой только способом реагирования на возникающие обстоятельства, воспринимаемые, как случайность. Не способное определять причины и смысл происходящего, а также направленность его дальнейшего развития, оно пребывает в состоянии ожидания того, что будет. Затем выбирает один из двух способов поведения.Чем выше уровень избыточности внутри себя и в своей жизни, тем в большей степени человек использует управляющее действие системы инстинктов для организации и поддержания избытков. Разум не может помочь управлять избытком, так как использует не силовое состояние интереса, не способное подавить избыток энергии. В меру избыточности, подпадая под управляющее действие инстинктов, человек ощущает инертность относительно познания, организации и ведения своих внутренних и жизненных процессов. Чем сильнее в сознании проявлено управляющее действие инстинктов, тем в большей мере при попытках познания наступает усталость, беспокойство, а иногда страх. Инертность, усталость, беспокойство и страх инициируются инстинктами по отношению к любому действию, от которого контрольная система инстинктов не ожидает пользы. Определяя затраты жизненной активности на реализацию процесса познания, оценивает его, как бесполезную потерю энергии. Поэтому воссоздает комплекс напряжений и генераций программы «сдерживания расхода жизненной активности». Более того, даже страх перед приближением окончания жизни, через инициирование состояния ожидания истощения, ослабления и охлаждения.
Можно сделать вывод о том, что процесс познания и наличие избытка энергии несовместимы. Кто-то может возразить, что есть масса примеров людей мыслящих и одновременно избыточных. Это так, но реализация задачи «продления жизни» предусматривает проявление индивидуальных возможностей разума, следовательно, познания жизни во всей ее полноте, а не только в той отрасли, которая представляет профессиональный интерес. Таким образом, единственным путем инициирования интереса познания, организации и ведения внутреннего и жизненного процессов является постоянная устремленность к снижению избыточности. Снижение избыточности и понимание объема и качества необходимого для себя и своей жизни в данном случае не является конечной целью. Система инстинктов не позволит это сделать ни под каким видом, инициируя страх не насыщенности.Целью является главное для себя и своей жизни ее продление за счет развития индивидуальных возможностей и устремленности быть системно и реально полезным. Лишь в этом случае человек имеет возможность инициировать свою активность состоянием интереса и задавать себе вопросы относительно строения мира, жизни и самого человека. По цепочке его мысль переходит на собственный жизненный процесс, свои взаимоотношения и взаимодействия. Устремленность понять, что вытесняет мысли о главном для себя, является «завязкой». Ее распутывание позволяет увидеть те направленности жизни, которые из-за своей неорганизованности требуют дополнительной энергии. Это могут быть напряженные отношения с коллегами или близкими, неудобное расположение мебели, беспорядок на рабочем столе.Человек углубляет понимания физической сути того, что ему давно известно и знакомо, к чему он привык. В этом и состоит возобновление новизны в мировоззрении и представлениях о жизни. Ведь упрощение жизни и повышение уровня внутренней свободы происходит не только за счет разрешения глобальных проблем, но и за счет пересмотра своих привычек, которые отягощают жизнь, например, курение. Важно, что человек имеет возможность упростить взаимодействия, в которых приходится проявлять терпение, неудовлетворенность, что давно не доставляет удовольствия.
Приходит мысль о том, что можно спокойно жить, не применяя возможности познания, не организуя свое будущее, не загружая себя системным переосознанием своих представлений о прошлом, настоящем и будущем. Конечно, жить можно, но не спокойно. Любая неопределенность действиями инстинктов инициирует в сознании страх, выводящий из равновесного состояния и вынуждающий поддерживать массу рефлекторных программ, напряжений и генераций для его компенсации, а также избыток энергии. На все это уходит время, внимание, жизненные силы и средства. Но человек этого не замечает, настолько привычными являются все эти состояния. Увидеть, сколько лишнего несет в себе, он способен, лишь углубляя понимание физической сути того, что происходит в собственном организме и вокруг себя.