Итак, накопленные за годы жизни обиды, неоправданные ожидания или разочарования создают в сознании человека на первый взгляд незаметный, но мощный барьер сдерживания инициативной активности. Этот барьер он не может преодолеть одним лишь желанием быть системно и реально полезным, потому что незаметно для себя отвлекается и забывает о своих намерениях проявить инициативу. Даже попытки реализовать потребности разума по частям терпят неуспех. Что заставляет человека думать о действии случайного, влиянии непредвиденного на ход внутреннего и жизненного процессов. На самом деле барьер сдерживания не дает человеку раскрыться в устремленности быть системно и реально полезным. Но он относит свои неудачи к действию случайности. С годами идея определяющего действия случайности укрепляет свою позицию, если человек так и не организует свой жизненный и внутренний процесс. Отсутствие желания организовать и вести к лучшему всю полноту внутренних и жизненных функций возникает из-за не устремленности к познанию строения мира, жизни и самого человека, закономерностей, взаимозависимостей и пропорций, существующих в этих сферах жизни и в их взаимоотношениях между собой. Одно вытекает из другого. Не устремленность к познанию не рождает желания организовать жизнь, а это ведет к тому, что все происходящее с человеком представляет собой непредвиденные события. Если человек не может представить себе все без исключения составляющие своего жизненного процесса, связанными определенными зависимостями, он не способен определиться в лучшем для себя. В каждой направленности раздробленной модели жизни существует собственное представление о лучшем. Но достигать этих отдельных «лучших» невозможно, так как зачастую их они исключают друг друга.
Таким образом, человек не умеет найти однозначного видения «лучшего для себя» в будущем, потому что не создает полноценного представления о строении среды своей жизни. Кроме этого, он никогда не определит объем необходимого для реализации лучшего для себя в будущем. Какое может быть «лучшее для себя» в будущем, если нет представления о природе существующего в жизненных сферах. Человек ощущает себя не способным понимать происходящее в них, организовывать необходимое для себя и изменять его однозначно в сторону оптимального, гармоничного, лучшего. Привычная неорганизованность в ходе внутреннего и жизненного процессов рождает в сознании ощущение случайности происходящего. В то время как, лишь непонимание сути и причин движений и изменений в сферах внутренней и внешней жизни делает человека постоянно не подготовленным к ведению выполнению текущих действий в изменяющихся обстоятельствах. Не подготовленным, ни информационно, ни условиями жизни. А основной причиной этого является уже известная не устремленность к познанию основ строения существующего во внутренних и жизненных сферах.
Как правило, в качестве оправдания человек приводит занятость и отсутствие условий для системного ведения процесса познания. На самом деле занятость и отсутствие условий для познания проявляются только, в связи с тем, что он не способен организовать свое время, внимание, жизненную активность, жизнедеятельность, использование средств и возможностей своих собственных, своей жизненной структуры и окружающего мира.Сколько бы человек ни пытался снизить занятость и организовать условия, у него ничего не получится, если нет реальной опоры на главное для себя. Он вроде бы декларирует эту установку, но при этом создает внутренние допущения о том, что главное, конечно, это продление жизни, но сегодня чуть важнее работа, завтра чуть важнее встреча с партнером, послезавтра чуть важнее еще что-то.Система инстинктов не понимает и не принимает подобную непоследовательность, поэтому не позволяет инициировать активность состоянием интереса, возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни. Человек постоянно сбивается с позиции наблюдения и осознания «от общего», то есть со стороны, на позицию эгоцентрическую. Другими словами, ему практически не удается пребывать в состоянии наблюдателя. Он все время допускает переход от позиции «наблюдателя» к позиции «участника», этим значимо затрудняет процесс отделения главного и значимо влияющего на развитие линии главного от мало значительного и не значимого. Зачастую целью для него становятся мало значительные и не значимые действия. Модель жизни, подготовленная в видении для организации, тут же разрушается. Ведь главным становится нечто частное, например, события на работе, дома или еще где-то. Что не позволяет реально организовать свои мысли и действия. Отсюда постоянная озабоченность, беспокойство, волнение, торопливость. Человек старается, но не может быть реально полезным для себя и своей жизни. По этой причине он мало полезен окружающим только лишь потому, что не раскрывает свой потенциал. От этого страшно устает. Его не полезность заключается в этой самой усталости, которая не самым лучшим образом отражается на продолжении жизни.Таким образом, отсутствие реального без каких-либо допущений, открытого понимания сути «главного для себя» не позволяет человеку организовать свою жизнь и вынуждает ожидать случайностей. Залогом разумных преобразований является открытость. Любое двойственное восприятие подключает действие установок системы инстинктов. Разумным становится только честный по отношению к самому себе человек. Он не просто декларирует свои представления, а четко следует им. Контролером является система инстинктов, которая реагирует не на слова, а на мысли, и включает свои команды.Поэтому полезно систематически задавать вопрос, почему представление о главном постоянно забывается, что является в данном случае барьером сдерживания?