Итак, стремление поддерживать запас готовности применить силу в будущем заставляет человека создавать рефлекторные напряжения имитации такого объема «нажеванного», который превышает оптимальный глоток. А также приподнимать пищевод и желудок для воссоздания состояния «пересыщенности переполненности», обозначая этим неприятие и чувство независимости от происходящего вовне.
Вступая на путь разумных преобразований, разбираясь в сути представления о величине необходимого и достаточного для себя, человек содействует расслаблению напряжений и образованию откатных состояний.Первым как всегда возникает неприятие ко всему, в том числе к инициативной активности. Ведь запредельный объем «нажеванного» не позволял не только совершать дополнительные действия, но даже думать о них. Круг привычного раскрывается и расширяется поле деятельности. Одновременно возникает более высокий, чем при обычных «откатных» состояниях, уровень страха за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться. Более высокий уровень ожидания потери и слабости при дальнейшем расслаблении. А также повышенный уровень жалости к себе, в связи с привлечением большего объема внимания для контроля ротовой полости и глотки.
На уровне реального сознания все эти более мощные негативные состояния и ощущения, особенно снижение внутренней управляемости, вызывают усиление беспокойства о здоровье. Внутреннее состояние становится противоположным тому, к которому человек привык, и в котором предполагал пребывать в будущем. Вместо бодрости и подтянутости возникает ощущение потери сил, создающее чувство неуверенности в будущем. Человек в отчаянии, он совсем не так представлял себе устремленность к лучшему в будущем.
Необходимо учитывать, что первые признаки ухудшения настроения, недоумение по поводу несбывшихся надежд требуют переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Надо понять, что процесс снижения уровня животных генераций является заметным для организма, но это состояние временное. Уходят усилия, которые становятся человеку ненужными в ходе реализации жизненных действий.. Как только он проводит переосознание, показывает системе инстинктов, что у него хватает сил на текущую активность, в теле появляется легкость, повышается уровень внутренней свободы и свободы действий. Важно понимать, что снижение уровня избыточности происходит не только вследствие разумных преобразований, но и естественным путем по мере взросления, и вызывает практически те же состояния и ощущения. Преимущество разумных преобразований в том, что они позволяют осознанно проходить эти неприятные жизненные моменты, решать сложную возрастную жизненную задачу. Находить достойное занятие даже при уменьшении уровня физических сил.
В том случае когда человек поддается панике, беспокойству о здоровье и жалости к себе, в его сознании возникает еще более высокий уровень неприятия к будущему, стремление, не думать о нем, о смысле жизни, о главном для себя, о направленности жизненных интересов. Любой запрет сопровождается воссозданием рефлекторных напряжений. На уровне рефлекторных связей действиями системы инстинктов возникшее ожидание голодных болей в желудке (душевных болей), ослабление и остывание инициирует потребность сильней пережать проток левой околоушной слюнной железы, чтобы не чувствовать новых потребностей. Ожидание уменьшения возможности обеспечивать себя необходимым в будущем заставляет на всякий случай снижать уровень потребностей.
Так отрицательное отношение к необходимости думать о смысле жизни, о главном в будущем, направленности жизненных интересов и достаточном для их реализации создает в сознании человека множество неопределенностей. В частности неопределенность относительно объема реально необходимого для ведения и совершенствования развития самодостаточного процесса жизни, включая ее внутренний круг. Не учитывая закономерности, образующие структуру жизни и качество происходящего в ней, человек становится неспособным определить, что делать, чтобы жизнь была полностью самодостаточной и возобновлялась в каждом цикле, обретая позитивные изменения в структуре внутреннего и жизненного процессов и в качестве происходящего в них. Он не связывает закономерность развития окружающей жизни со своей жизнью, считая себя особенным. Будто бы живет в отдельном измерении, сам по себе, поддерживая обманчивое ощущение независимости от окружающей жизни и от людей. Этим человек значительно усложняет свою жизнь, потому что на каждом шагу вынужден преодолевать создаваемые собой препятствия. Будто бы идти сквозь лесную чащу не по тропинкам, а как вздумается. Пока на всех всего не хватает, возможности разума используются на отыскание и потребление всего, что требуется для продолжения жизни. Совсем другое дело, когда общество предоставляет человеку все необходимое в обмен на его труд. Ему требуется определить общую закономерность, на основе которой развивается жизнь в целом, и выстраивать свою жизнь подобным образом, используя возможности разума для ведения жизни в оптимальной для себя направленности.