Итак, зрелый человек заранее сомневается в том, что сможет найти именно свою индивидуальную направленность в жизни, и не понимает, стоит ли это делать. Учитывая, что управляющее действие контрольной системы инстинктов проявлено в каждом человеке одинаково, становится видно, какой груз животных генераций и рефлекторных напряжений приходится на себе нести. Если бы не система разума, не было бы и вопросов. Но основным свойством разума является устремленность к новому и лучшему. Пока на всех всего не хватает, человек реализует эту устремленность и успешно расходует внутренние ресурсы. Современный мир достаточно легко удовлетворяет насущные потребности человека, и в результате система разума оказывается без применения. Больше не надо прикладывать усилий для обретения самого необходимого для жизни. При этом система инстинктов продолжает инициировать активность человека страхом не насыщенности, вырабатывая с избытком энергию для поиска еды и тепла. Приступая к поиску своей направленности в жизни, человек инициирует процесс расслабления, сопровождающийся рассматриваемыми «откатными состояниями». Мы остановились на последней фазе расслабления, в которой человек подавляет сигналы из тела, образуя состояние «не ожидания восприятий из внутреннего мира». Испугавшись аритмии и тахикардии, которые усиливаются при расслаблении, он неосознанно пережимает ткани в районе гланд. Действиями системы инстинктов стремится напряжениями языкового ярма исключить попадание имитируемых инородных включений в дыхательное горло. Напомним, что никаких реальных включений нет.
Если человек не проводит переосознания и не понимает последовательность происходящего в сознании и теле, он невольно входит в состояние ожидания последствий производимых изменений. В сверхчувствительности и настороженности ожидает результатов. Конечно, аритмия, сбой дыхания и прочие неприятные проявления означают для него изменения, свидетельствующие о потере внутренней управляемости, о деформации внутренних функций в организме и психике. Что может заставить воссоздать тот уровень внутренней напряженности, с которым он приступил к преобразованиям. Это делает дальнейшие изменения в жизни бессмысленными, так как они не приводят к главному, к возможности получить более естественные состояния и создать более благоприятные условия для деятельности организма, всех его систем и структур. Человек видит, что его старания содействовать продлению собственной жизни оказались неуспешными, а ведь ради этого стремился искать свою направленность. Более того, непонимание сути откатных состояний создает убежденность в том, что снижение уровня напряженности и энергонасыщенности ведет к ухудшению внутренней управляемости, деформациям внутренних функций, то есть вредит организму. Что заставляет впредь стремиться к поддержанию привычного, избыточного уровня энергонасыщенности и напряженности, считая его обеспечивающим внутренний порядок и реализацию функций наилучшим образом.
Таким образом, человек решает не трогать порядок в себе и своей жизни до того момента, когда «лучшее для себя» не станет кристально ясным и понятным. При этом он не учитывает, что именно отсутствие организованности не позволило увидеть и понять «лучшее для себя в будущем». Не уделив ежедневно времени переосмыслению прошлого и настоящего, не создав для этого необходимых условий, он не сможет создать полноценных представлений о будущем. А без этого не определит направленность главного для себя.Необходимо учитывать, что оптимальную направленность человек способен найти, выстраивая перспективу развития жизнеобразующих процессов. Находя «лучшее для себя» по каждому интересующему событию, процессу, ситуации, выбирает наиболее простой и интересный для себя вариант. Через некоторое время выясняет, в чем и почему его планы не совпали с реальным ходом событий, возобновляет новизну в мировоззрении и реорганизует свои взаимоотношения с окружающими. Этим повышает уровень внутренней свободы и свободы действий, содействует проявлению более совершенных возможностей разума. И так далее. Единая направленность определяется не тем, что человек отбрасывает что-то из того, чем привык заниматься и ограничивает свои интересы. Происходит естественный процесс замещения одних занятий другими, более интересными, позволяющими жить не только потреблением того, что создано другими людьми, но и созиданием нового путем познания.
Казалось бы, все ясно и логично. Однако страх что-либо изменять во внутреннем и жизненном укладе не позволяет человеку реорганизовать свой жизненный порядок. Страх перед изменениями возникает из-за непонимания, что и для чего существует в себе и своей жизни. Существующий порядок представляется давно установившимся комплексом последовательно выполняемых действий или бездействий. Вечером надо смотреть телевизор. Телевизор работает постоянно, человек смотрит и осуждает то, что не нравится, хвалит то, что нравится. При этом не интересуется, зачем ему полученная информация. Происходит потому, что процесс переосознания происходящего, прошлого и будущего бессистемен, непоследователен, не организован, а образуется обстоятельствами, как и все существующее в его жизни и сознании. Когда-то в прошлом обстоятельства заставили что-то создать, чтобы отгородиться от худшего, которое этими же обстоятельствами было привнесено в жизнь. Обстоятельства давно миновали, но выстроенная когда-то изгородь для защиты от их негативного действия возобновляется вновь и вновь. Заел неприятности «конфетой» и стало хорошо. Когда было плохо, скучно и овладело нестерпимое отчаяние, пришла мысль, сходить куда-нибудь. В результате улучшилось настроение, забылись неприятности. Постепенно образовалась связка, которая переросла в привычку, точнее в потребность с определенной периодичностью ходить куда-нибудь, отмечать праздники, приглашать гостей. При попытке, не делать этого возникает беспокойство, даже страх, который остался с давних времен.