Итак, не устремленность человека осмысливать полезные действия, ориентировать смысл и направленность производимого относительно главного для себя обязательно приводит к привычному для себя желанию доказывать себе и окружающим законченность и совершенство своих возможностей. Для подавления сомнений постоянно убеждать себя и требовать уважения, признания своей заслуженности и значимости. Обычно это выражается в том, что человек в разговоре старается говорить громко, перебивать собеседника, слушать, но не слышать чужое мнение и упорно настаивать на своей правоте. Хотя зачастую сам в ней сомневается. Вступив на путь преобразований, человек ощущает потребность в том, чтобы к привычным показателям оценки производимого в полезных действиях добавить те, которые ему подсказывает разум. Ведь разумные показатели охватывают все без исключения составляющие жизненного процесса. В процессе переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем человек обязательно затрагивает возможность реальной организованности будущей жизненной ситуации, обеспечения себя необходимым, познает основы строения мира, жизни и самого человека, пересматривает свои представления о прошлом, настоящем и будущем, главном для себя. Все это одновременно инициирует совершенствование индивидуальных возможностей.
Использование на всякий случай животных и разумных критериев вносит путаницу в сознание человека, ведь он инициирует сразу два управляющих действия. В результате требуемые разумом оценочные показатели затмеваются несовместимыми с ними показателями организованности жизненного процесса, которые используются животными в стае, и отражены в деятельности контрольной системы инстинктов. Устремленности, организующие жизнь животного в стае, в среде дикой природы противоположны по своей сути стремлениям разума при организации жизни в условиях межчеловеческих взаимоотношений. Опираясь на установки животной управляющей системы, человек стремится обретать ощущение своего совершенства, то есть законченности, завершенности в развитии своих индивидуальных возможностей. Стремление разума к совершенствованию возможностей в этом случае воспринимается, как противоестественное, рождает сомнения относительно готовности к действиям в будущем. Понятия совершенства и совершенствования противоположны по своей сути. Стремление к признанию заставляет больше заботиться о демонстрации своих возможностей и старательности. Но, демонстрируя силу и совершенство своих возможностей, человек действует на пределе. Его внимание концентрируется на производимом эффекте, а на поддержание во всей полноте сути происходящего в объеме жизни того, кому он стремится быть полезным, внимания не хватает. В связи с этим, он не может принципиально изменить существующую организацию в его сознании, во внутреннем мире и в жизни.
Кроме того, животные программы демонстрации своего совершенства и привлечения внимания своей значимости чрезвычайно энергоемки, поэтому их использование повышает уровень избыточной энергонасыщенности человека, а поддержание требует значительной доли внимания. Что обделяет вниманием возможности разума, возможности быть реально полезным. Повышенный уровень энергонасыщенности насыщает организм ядовитыми средами, которые обжигают рецепторы. Что заставляет человека как можно быстрее избавляться от избытка, тратить его в энергоемких программах «готовности к противоборству» и «внутренней собранности», также отнимающих на себя значительную долю внимания.
Итак, можно сделать вывод о том, что стремление наряду с разумными оставить животные критерии оценки производимого в процессе реализации своего участия в жизни других людей, приводит человека под влияние управляющего действия животной системы. Другими словами, если стремиться быть полезным и одновременно добиваться уважения, то силовое состояние обязательно одержит верх над не избыточным состоянием интереса. В связи с чем, человек потеряет интерес к совершенствованию своих возможностей, и станет не полезным ни окружающим, ни себе.
Необходимо учитывать, что нормальная устремленность разума состоит в том, чтобы вести человека к совершенствованию своих индивидуальных возможностей, а затем через их использование в полезных действиях к совершенствованию возможностей своей жизненной структуры. Другими словами не успокаиваться на том, что все понятно и известно, а наоборот, оставаться в определенной степени растущим существом, ребенком, не забывать задавать вопрос «почему?» Если человек не успевает в переосознании задать вопрос «почему», устремленность разума проявляется в его сознании в виде сомнений в своей готовности к действиям в будущем и недоверия к возможности обеспечить себя необходимым. Проведя внеочередное переосознание, он легко справится с недоверием и сомнениями. Потому что опора на главное для себя и своей жизни помогает разделить все составляющие жизненного процесса на группы, значимо влияющие на развитие линии главного. В каждой из них проще искать возможность изменений к лучшему, нежели в объеме жизни целиком. Чем в большей мере человек уделяет внимания совершенствованию своих внутренних возможностей и возможностей своей жизненной структуры, тем в большей степени подготавливает почву для их дальнейшего развития. Разум все чаще предлагает ему переосознать существующее, происходящее в себе и в жизни. Этим создает прочную площадку для следующего шага человека в развитии себя и жизни. Он обретает уверенность в своих возможностях решать любые жизненные задачи, разрешать сомнения и упреждать недоверие. Разум таким способом позволяет человеку разложить на простые составляющие любую кажущуюся неразрешимой, запутанную ситуацию. Конечно, успех зависит от самого человека, от его последовательности и устремленности не торопиться, а последовательно отмечать свои позитивные действия. Если он все-таки считает необходимым оценивать производимое, опираясь на привычные показатели, то все чаще и чаще будет ощущать сомнения в готовности к будущему и недоверие к возможности обеспечивать себя необходимым.