Необходимо учитывать, что потребности и интересы человека, управляемого установками системы инстинктов, и устремленного развивать индивидуальные возможности, разные.
Пока человек выживает вместе со всей цивилизацией, для него главным является накопление запасов, то есть потребление. Он стремится много узнать, увидеть, прочитать, попробовать, То есть потребить то, что создано другими людьми. Узнать все нельзя, но инстинкт самосохранения вида требует быть не хуже, а даже лучше других. И тогда человек стремится скрывать свои потребности и интересы, чтобы имитировать собственное совершенство и превосходство. Ему приходится быть не понятным. С одной стороны, он не может объяснить свои намерения, с другой стороны, не хочет показать, что чего-то не знает и не умеет.
Необходимо отметить, что все его потребности и интересы в период выживания никоим образом не относятся к потребностям живого в себе. Руководствуясь догмами долга и справедливости, то есть проекцией инстинктов второго рода, человек подчиняется инстинктом самосохранения вида. Забота о выживании вида заставляет ставить общественные интересы выше личных. Другими словами, при реализации любого действия доводит себя до состояния крайней усталости, этим определяя качество своих действий. Сделал все, что мог, и неважно, кому и какую пользу принес, главное, что устал. Он трудится ради семьи, детей, ради дела, престижа и так далее.
Из этого можно сделать вывод о том, что окружающие люди не могли негативно повлиять на человека или стать причиной его слабости, ущербности и неполноценности. Тех ощущений, которые он всегда подавлял в себе и проявившихся в процессе откатных состояний. Обретенные болезни и накопившиеся неравновесности в сознании образовались только по его собственной вине. Человек в своих мыслях и действиях подчинял себя установкам и принципам долга и общепринятого. Он мог трудиться, пренебрегая условиями, не жалея себя. Жалеть себя не было принято, считалось, что жалеет себя только слабый и ненадежный человек, способный подвести коллектив и близких людей.
В связи с этим, он не видел интереса в более глубоком понимании сути своих потребностей и интересов, не стремился развивать в себе индивидуальные возможности, применять их в полезных действиях для окружающих, создавая взаимозависимые отношения, не стремился понимать строение мира, жизни и самого человека, происходящее вокруг. Не был способен создавать единство видения, взаимопонимание, согласие, поэтому, с одной стороны, не мог понять себя, с другой стороны, не мог быть понятным своим близким, знакомым, партнерам.
Неуправляемое чувство обиды на людей и жизнь, ощущение слабости, неполноценности, неоднородности с окружающим, возникающее в процессе расслабления действия рефлекторных программ второго рода (сдерживающих) становится первым непреодолимым препятствием на пути разумных преобразований. Неспособность переступить обиду не позволяет занять активную позицию в мышлении и в жизни, быть реально полезным своими действиями окружающим и тем блокирует саму возможность изменений к лучшему в себе и своей жизни. Человеку, ощутившему наполняющие его волны обиды, ожидание своей слабости и восприятие неполноценности, трудно получить удовольствие от устремленности быть полезным окружающим.
Основной причиной, по которой человек не может преодолеть чувство обиды на окружающий мир, является восприятие своей неполноценности и ущербности. Оно создает очередное действие, блокирующее устремленность изменять к лучшему существующее в себе и в жизни, идти путем разумных преобразований.
Укоренившееся за многие годы ощущение своей неполноценности и ущербности образуется в сознании любого человека. Оно связано не с какой-либо реальной ущербностью, а с чувством своей неоднородности с окружающими. Человеку кажется, что люди легко переносят давление общепринятых порядком и устоев, им ничего не мешает во всей полноте удовлетворять свои потребности и интересы. Они счастливы, но ему крайне трудно преодолевать постоянную усталость.
Так думает каждый, при этом ощущая себя скроенных по каким-то особым меркам и пропорциям. Сам человек как бы не «добирает» необходимое для возобновления во всей полноте своих внутренних возможностей, не способен напитывать себя всем в нужном объеме. Отсюда неполнота насыщенности самым необходимым и чувство неполноценности.
Как всегда человек забывает о первоначальной причине восприятия собственной ущербности и слабости, которая идет от инстинкта сравнения, инициируемого инстинктом самосохранения вида. Он не является реально ущербным в чем-либо, но считает, что не обладает нужной для ведения и продолжения жизни полнотой собственных возможностей. С годами эта мысль настолько укрепляется в сознании, что человек сам верит в собственную ущербность. В связи с чем, животная управляющая система инициирует в его сознании программу сдерживания жизненной активности
Образующиеся барьеры сдерживания информационной и деятельной активности служат серьезным препятствием на пути разумных преобразований, а также в устремленности, быть полезным своими действиями участникам своего жизненного процесса.
Отдавая себя во власть животных установок, человек хочет сначала создать в себе полноту тех возможностей, проявление которых считает заниженным. И только потом заниматься развитием других возможностей. При этом своими недостатками считает те черты, которые в сравнении с другими людьми проявлены в нем несколько слабее. Но вокруг масса людей, обладающих теми или иными способностями. Конечно, повторить их в себе нереально, а тем более определить и обрести удовлетворенность степенью их развития. Поэтому до совершенствования индивидуальных возможностей «руки не доходят».