Можно сделать вывод о том, что неприятие к процессу переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем инициируют те ощущения, которые возникают в ходе откатных состояний. Первое из них, это и есть то неприятие, которое рождается при расслаблении правой стороны тела. Именно оно подавляет любую инициативную активность и всячески тормозит устремленность к развитию индивидуальных возможностей разума. Кроме того, сдерживающее действие на устремленность к разумным преобразованиям в сознании и жизни оказывает состояние жалости к себе. Рефлекторная жалость к себе проявляется в паре с неприятием, и является формой восприятия управляющего действия животной системы. Что также мешает в ходе откатных состояний передать управляющее действие системе разума и провести переосознание. Жалость к себе генерируется в сознании человека в состоянии усталости, либо в убежденности своего превосходства над другими, в способности создавать запасы. В любом случае образуется неприятие к происходящему вовне. Либо не хочется, чтобы мешали отдыхать, либо надо отделить себя, чтобы запасы сохранять. Жалость к себе рождает в сознании устремленность к уединению, покою, отдыху, сторонним интересам, сдерживанию расхода жизненной активности, внимания, средств. Та же самая жалость к себе заставляет человека создавать рефлекторные напряжения сдерживания жалости. Состояние сдерживания жалости к себе реализуется в условиях неопределенности относительно необходимого и достаточного, сомнений в достаточности, а также в случае, когда по каким-то причинам человек считает, что имеющегося у него откровенно мало. Устремленность к покою сменяется устремленностью в каждом действии взять как можно больше и как можно быстрее. Действует он в предельном напряжении и возбуждении, подавляя ощущения, состояния, мысли, которые настраивают его против устремленности, взять в каждом действии быстрее и больше и действовать в крайнем возбуждении и напряжении.
Для животного в среде дикой природы, где на каждого всего не хватит, а побеждает сильнейший, установки программ жалости к себе и сдерживания жалости к себе вполне естественны. Как бы животное ни стремилось обеспечить себя едой, она закончится. Наступит голод, придется вновь выходить из укромного места наружу и подвергать себя опасности. Чаще всего еды не хватает, чтобы полностью удовлетворить потребности организма. Устремленность, в каждом действии обретать как можно быстрее и больше естественна для животного, ведь оно не способно организовывать свои взаимоотношения с окружающими. Никто не пойдет ему навстречу, да и животное не сможет быть полезным окружающим ничем, кроме своего тела, отдавая его на пропитание другим. Поэтому для животного вполне естественно в борьбе ухватить как можно больший кусок, и при этом постараться как можно меньше повредить себя. Затем, находясь в укромном месте, сдерживая расход энергии, протянуть как можно дольше, не выходя наружу.
В условиях межчеловеческих отношений, в цивилизации животная идеология и способы организации жизненного процесса не способны вести человека к созданию оптимальных для него внутренних и жизненных условий. Но и отказаться от применения установок, реализующихся в состоянии жалости или сдерживания жалости к себе, человек не может. Мы не раз отмечали, что нельзя заставить систему инстинктов не проявлять управляющего действия, ведь речь идет о продолжении жизни. Имея один и тот же источник энергии – генерации страха, система инстинктов будет вынуждена воссоздавать дополнительные генерации страха.
Таким образом, выход из состояния животной жалости к себе состоит в изменении смысловой нацеленности и формировании конструктивного мировоззрения. Используя его в процессе системного переосознания прошлого, происходящего и будущего, создавая представления о главном для себя в нем, необходимом и достаточном, о своей возможности, быть полезным и потребным окружающим, человек образует необходимые для себя условия жизни и деятельности. В итоге, отслеживая все важные этапы жизнеобеспечения, человек замещает животную жалость к себе жалостью разумной. Постоянно поддерживая в своем видении рассмотренную структуру организации жизни, он может не инициировать действия животной управляющей системы, так как точно знает, какие возможности ему надо развивать, чтобы создавать благоприятные условия для жизни в будущем. Фраза «постоянно поддерживать» не означает, что каждую минуту надо держать в голове всю информацию относительно прошлого, настоящего и будущего. Достаточно два-три раза в день, особенно вечером, создавать представление о главном для себя и своей жизни, проводить переосознание. Воссозданной в видении модели хватает на то, чтобы разум в течение нескольких часов мог анализировать полученную информацию. Постепенно в суете текущих дел модель опадает и требуется ее возобновление.
Если человек не поддерживает в своем видении схему организации своей жизни в будущем, то потребность, не реализованная с помощью возможностей разума, реализуется действиями животной управляющей системы. Ведь как-то управлять собой надо. По умолчанию разума в действие вступают инстинкты, инициируя в сознании человека состояние жалости или сдерживания жалости к себе. Установки инстинктов заставляют то бездумно экономить время, внимание, средства, жизненную активность, то, наоборот, без всякой необходимости напрягаться, действовать силой, стремиться взять больше, переутомлять и перевозбуждать себя, разрушая нервную систему и организм.