Мы рассмотрели несколько причин, которые заставляют поддерживать эгоцентрическую позицию в сознании. Это беспокойство и жалость по отношению к окружающим людям. В состоянии беспокойства «Я» человека сжимается в точку, поддерживаемую рефлекторными напряжениями, и он теряет способность быть реально полезным, так как резко ограничивает обзор своего видения объемом памяти. Следующей причиной является наличие избыточности, которая заставляет торопиться с принятием решения и заставляет тоже обращаться к памяти. Третьей причиной является поддержание общего неприятия ко всему вовне для того, чтобы концентрировать свое внимание во внутренней сфере. Боязнь, что при расширении объема осознаваемого увеличится уровень страхов, заставляет при необходимости решить жизненную задачу ограничиваться информацией из памяти. Можно сделать вывод о том, что все эти причины связаны между собой, и все они инициируют генерации страха забыть или сделать ошибку при выборе способа решения возникшей проблемы. Следовательно, действиями системы инстинктов обязательно повышают уровень избыточности, заставляют торопиться и поддерживать неприятие ко всему, что мешает сосредоточиться.
В итоге возникает потребность отделять себя и «свое» от всего, что отвлекает внимание и заставляет проявлять беспокойство. Руководствуясь установками системы инстинктов, человек не способен быть системно и реально полезным по жизненным связям. Животная система разрешает оказывать только временную помощь, но ни в коем случае не тратить силы системно. В связи с этим, все свободное внимание и время он занимает сторонними интересами и удовольствиями. Именно в этом человек видит смысл жизни. Все, что касается жизненных взаимоотношений и взаимодействий, неосознанно отделяет в своем видении. Этим, конечно, возвращает себя в агрессивную эгоцентрическую позицию осознания, отыскивая все, что не удовлетворяет.
Потребность отделять себя и «свое» инициируется также использованием вкуса, интуиции при осознании происходящего в жизни и ориентации своих действий. Само устремление отделять предполагает, что все наблюдаемое разделяется на нравящееся и не нравящееся. Кроме того, человек выделяет то, что может быть использовано в своих целях, либо то, что ему совсем не нужно или грозит опасностью. Основная причина отделения заключается в том, что человек не успевает оценивать существующее многообразие не связанных между собой жизненных объектов. Лишь к части из них он вырабатывает отношение, а все остальное на всякий случай отталкивает, как неразрешимую неопределенность. Выход из этой затруднительной ситуации как всегда заключается в системном переосознании своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Возможность периодически пересматривать свои взгляды позволяет изменять отношение к многообразию происходящего во внешнем и внутреннем кругах жизни. Самое главное, помогает избавиться от необходимости отделять часть того, что существует, но не успевает оцениваться. Необходимо учитывать, что нельзя заставлять себя, не выказывать неприятия. Пытаясь силой заставить себя не отделять часть наблюдаемого, человек лишь усиливает уровень внутренних напряжений, генерирует программу «сдерживания неприятия». Этим еще больше концентрирует внимание внутри себя, а значит, усиливает эгоцентрическую позицию в наблюдении. Неприятие, отталкивание и отрицание разворачивает вектор, действует не вовне, а по отношению к не нравящемуся в себе. «Не нравящимся в себе» в данном случае является негативное отношение к окружающему, неприятие к части его.
Уйти от необходимости отделять неприятием часть наблюдаемого вовне человек может, только глубже осознавая строение мира и окружающей жизни. В результате он все больше понимает естественность существования всего наблюдаемого вокруг себя, значение и функцию каждой составляющей окружающей жизни. Постепенно приходит к мысли о том, что неприятие и отторжение вызывает не то, что является лишним или вредным, а то, в чем он не разбирается, не понимает связей и взаимного влияния составляющих. Проникая в глубину физической сути строения окружающего мира, человек находит общность со своей жизнью. Что позволяет не тратить время и силы на борьбу с не нравящимся и ненужным, а все точнее соединять себя с тем, что содействует продлению жизни. Изменение позиции наблюдения на бесцентровую ведет к расслаблению неприятия и отделения «своего». При расслаблении напряжений отделения ощущаются «откатные» состояния. В первую очередь возникает подташнивание и общее неприятие ко всему вовне. Далее при расслаблении внутренней собранности, с помощью которой человек прижимал себя и «свое» к внутренней поверхности опоры, рождается страх за жизнь из-за возможности потерять свое «Я». Кроме того, возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться и поперхнуться слюной и кусочками пищи, возможно, находящимися в затекших тканях ротовой полости и глотки. Возникает ожидание слабости и жалость к себе.
На уровне реального сознания все эти физиологические проявления воспринимаются, как общее беспокойство за себя и «свое». В сочетании с общим неприятием к окружающему человек ощущает себя еще более отделенным от происходящего вовне. Если он не проведет переосознания своих представлений о жизни, то может решить, что выйти из эгоцентрической позиции осознания и наблюдения нельзя.