В жизни каждого человека присутствует возможность возникновения непредвиденной негативной ситуации. Непредвиденную ситуацию можно воспринимать либо в страхе и жалости к себе, либо проявлением состояния интереса. До недавнего времени человек выживал, и у него не было другой возможности инициировать свою активность, кроме страха перед приближением окончания жизни. Все, что связано с интересом, он привык относить к развлечениям и получению удовольствия. Поэтому непредвиденную ситуацию ожидает, наращивая избыток энергии генерациями страха и жалости. И считает безнравственным радоваться, когда случаются неприятности, так как ни с чем другим, кроме удовольствий интерес не связывает.
Вступив на путь разумных преобразований, человек стремится опираться на главное для себя и инициировать свою активность состоянием интереса. В момент откатных состояний в сознание закрадываются сомнения, что он справится со всеми без исключения непредвиденными негативными обстоятельствами. Мало ли что может произойти, на всякий случай надо быть готовым, нехорошо готовиться к неприятностями с интересом. На ожидание непредвиденного события в своей жизни или в жизни близких инстинкт самосохранения реагирует первым, и заставляет человека, даже ведущего разумные преобразования подготовить себя к проявлению беспокойства, страха и жалости при реализации своего участия. Животное состояние обеспечивается избытком энергии, поэтому оно победит не избыточное состояние интереса, которое он инициирует по отношению к остальным направленностям жизни. Таким образом, даже если человек ведет преобразования, но в его сознании присутствует ожидание негативного непредвиденного события в себе, своей жизни или в жизни близких, он вынужденно содействует поддержанию более высокого уровня внутренней избыточности и снижению уровня проявленности возможностей разума. Он меньше понимает себя, свою жизнь, жизнь окружающих, близких, знакомых, происходящее в окружающем мире. В результате картина его представлений о будущем становится все менее четкой, а непредвиденного в ней становится все больше. Ощущая увеличение уровня случайного в своей жизни и в жизни окружающих, человек невольно стремится повысить готовность к участию в разрешении жизненных неприятностей поддержанием более высокого уровня беспокойства, страха и готовности проявить жалость. Ожидание даже одной неприятности вызывает цепную реакцию и содействует наращиванию уровня энергонасыщенности. Что, конечно, в еще большей степени снижает возможности разума, возможности предвидеть будущее, целенаправленно вести происходящее в своей жизни и в жизни близких в сторону лучшего. Конечно, воссоздавать состояние интереса к производимому в жизни становится все трудней. Отсутствие должного уровня интереса к самому процессу ведения жизни человек компенсирует сторонними интересами. Чем страшнее, тем интересы должны быть активнее, чтобы своим действием погашать генерации страха. Для компенсации повышающегося уровня ожидания неприятностей приходится искать новые сторонние интересы, на реализацию которых необходим дополнительный объем вырабатываемой организмом жизненной энергии. Что еще выше поднимает уровень внутренней избыточности и поглощает еще больше внимания.
Незаметно для самого себя человек попадает в замкнутый круг животных генераций, ведь установки системы инстинктов отрабатывались миллионами лет эволюции и выстроились в строгой логической последовательности. Все больше внимания уходит на реализацию сторонних интересов и поддержание генераций программ внутренней собранности и готовности к противоборству. Именно они позволяют быстрее всего расходовать образуемую в организме избыточную энергию. Все меньше внимания остается на поддержание нормальной деятельности систем и структур разума. В связи с этим, человек имеет все меньшую возможность окидывать мысленным взором полноту происходящего в своей жизни. Это в еще меньшей степени позволяет видеть и понимать возможности изменений к лучшему в себе и своей жизни, и проявлять все меньше интереса к инициативной активности. Для возобновления жизненной активности требуется еще больше генераций страха либо количества сторонних интересов.
Так, привычное представление о безнравственности проявления интереса к своему участию в собственных неприятностях или в неприятностях своих близких, приводит человека в крайне избыточное состояние, снижает уровень возможностей его разума. Во-первых, снижается возможность видеть и понимать происходящее в себе и в жизни. Во-вторых, снижается способность видеть и понимать лучшее продолжение наблюдаемого и существующего в жизни и внутри себя. В-третьих, снижается или полностью теряется способность воссоздавать в сознании интерес к жизни. При этом сам человек все время пребывает в беспокойстве и тревоге за себя и своих близкихРеализация задачи «продления жизни» за счет развития и совершенствования индивидуальных возможностей разума позволяет человеку объединить процесс жизненной деятельности, отдыха, развлечений, взаимодействия со структурами общества и окружающими людьми в единый процесс жизни. В ходе разумных преобразований сознания и жизни, обретения все большего числа интересов, связанных с реализацией жизненных функций и задач, изменяется функциональная направленность сторонних интересов и развлечений. Они становятся неотъемлемой частью жизни, но служат лишь для переключения внимания. Возможность конструктивно изменять к лучшему не удовлетворяющее в себе и в жизни, реализуя полезные действия для окружающих, делает бессмысленной готовность возрождать в себе беспокойство, страх, жалость для активизации своего участия в разрешении негативных ситуаций в своей жизни в жизни своих близких.