Мы остановились на том, что откатные состояния, возникающие по мере ослабления притягательной силы круга быта, создают на уровне реального сознания беспокойство о здоровье и психической равновесности, инертность мышления и пассивность в действиях.
Необходимо учитывать, что при концентрации в круге быта, человек отстраняется не только от происходящего во внешней сфере жизни. В не меньшей степени он отстраняется от происходящего внутри себя. Ведь отдых в малом круге жизни порой требует здоровья больше, чем работа. Например, заботы по дому, работа на даче, путешествия, занятия спортом, празднование разных событий, все эти занятия потребляют много энергии. Любое недомогание может нарушить планы, удовлетворение заветного желания, и человек не дает себе возможности расслабиться даже в самых благоприятных условиях. Например, ограничивать купание в море, пребывать на пляже, совершать дальние экскурсии. На уровне рефлекторных связей напряжения, сдерживающие распространение внимания относительно происходящего внутри себя, реализуются зажатием «косточки» не нравящегося в себе. Муссированием средней частью левой стороны языка нижней челюсти человек неосознанно имитирует «косточку», воткнувшуюся с внутренней стороны десны предпоследнего левого нижнего зуба. Напряжением «оскала» (улыбки) и движением языка пережимается проток левой околоушной слюнной железы. Отсутствие вкуса слюны говорит об отсутствии каких-либо потребностей у организма. Для подавления аппетита мышечными напряжениями обжимается желудок. Напряжением прижатия тела к внутренней поверхности линии опоры достигается отсутствие ощущения внутренней слабости. Подкожные мышцы напрягаются для подавления чувства остывания. Человек должен чувствовать себя физически готовым к любой активности, ни в коем случает нельзя ощутить озноба и «ёжения». Всеми этими напряжениями человек должен показать себе, что у него ничего не болит, ему не холодно, ничего его не беспокоит и не отвлекает внимания в организме, он полон сил. Так происходит до тех пор, пока у организма хватает сил поддерживать комплекс напряжений и одновременно работать на грядке, заниматься ремонтом, путешествовать, жариться на солнце и так далее.
В период расслабления всех этих напряжений возникают «откатные» состояния. Первыми расслабляются подкожные мышцы, и возникает ожидание охлаждения. Никакого холода нет, но человек ожидает, что силы покинут его и он остынет. Расслабление правой стороны вызывает ожидание голодных и душевных болей. Расслабление левой стороны рождает страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться голодной слюной, которая может попасть в дыхательное горло.Все эти состояния на уровне реального сознания усиливают ощущение внутренней неуправляемости, страх за свое здоровье и чувство психической неуправляемости. Что сдерживает устремленность к разумным преобразованиям в себе и в жизни, и возвращает в депрессивное состояние.Вовремя проведенный процесс переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем позволяет передать управляющее действие системе разума, и проявить инициативную активность, реализуя первую фазу разумных преобразований – информационную.
Реорганизация сознания и жизни на разумной основе предполагает налаживание понятийных и чувственных связей между происходящим во внешней сфере жизни и происходящим внутри себя. Возникает потребность равномерно распределять внимание и жизненную активность на все сферы жизненного процесса, создавая одинаковые по уровню совершенства условия реализации информационных и жизненных действий. Достигается это переосознанием своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Человек постоянно оценивает влияние своих мыслей и действий на внутреннее состояние. Как только наступает дисбаланс, он становится не способным возобновить новизну в мировоззрении представлениях о жизни.Таким образом, способность с достаточной частотой возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни является оптимальным критерием взаимодействия производимого человеком во внешней сфере жизни, внутри себя и в малом круге жизни. Нарушение равновесности в одной из сфер привлекает внимание, и оставшегося внимания не хватает на осознание жизненного процесса в целом, на возобновление новизны в мировоззрении.
Необходимо учитывать, что человек создает равномерную структуру информационных и жизненных связей во всех трех объемах жизни: во взаимодействии с внешним миром, с происходящим в жизненной ситуации и внутри себя, только своей инициативной активностью. Структура информационных и жизненных связей не может образоваться стихийно. Человек должен выстроить ее относительно главного для себя и своей жизни. Только в этом случае он ничего не упустит. Равномерное соответствие значимости каждой функции, цели, задачам, составляющих жизни позволяет ему инициировать в себе интерес к производимому в любой из трех сфер жизни. При этом не ущемлять элементы внешнего или внутреннего кругов жизни. Дело в том что постепенно он нарабатывает и увеличивает дальность перспективы своих намерений в каждой направленности жизни. Любая из них рождает для него приток нового, возобновляющего интерес к будущему. Что и служит фактором снижения потребности в обретении сторонних удовольствий и интересов, с помощью которых удавалось скрашивать свою жизнь. Выравнивание распределения внимания помогает поддерживать интерес к жизни в будущем тем, что все меньше инициируется возобновление жизненной активности с помощью страха перед приближением окончания жизни, страха за себя. Таким образом, выравнивая распределение внимания по всем трем сферам жизни, человек находит наиболее простой способ упреждения основного животного страха, страха за себя.