Итак, в ходе откатных состояний человек ощущает неуверенность в себе, неуверенность в возможности оценивать происходящее способом «от общего к конкретности». Сомнениями в своей способности вести жизнь путем осознания «от общего», он возвращает себя к восприятию своей исключительности. Не приступая к преобразованиям своего сознания и жизни, оставаясь в эгоцентрической позиции наблюдения и осознания, человек пытается оценить преимущества одного и другого способа наблюдения и осознания. Оставаясь в избыточном состоянии и во многом поддерживаемый управляющим действием инстинктов, незаметно для себя использует критерии системы инстинктов. В связи с чем, видит лучшим для себя взять как можно больше и как можно быстрей. Если он и в дальнейшем не пытается изменить критерии продуктивности своей активности на разумные, сомнения относительно выбора дальнейшего пути в жизни между разумным и животным никогда не покидают сознание. В попытке определить, чего и сколько потребуется для ведения жизни, человек невольно начинает подсчитывать объем необходимых жизненных связей, число квартир, машин, книг, денег, а самое главное качество здоровья. Конечно, ответ всегда получает один, чем больше, тем лучше. Особенно это касается здоровья.
Конечно, в этот период полезно провести переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, чтобы иметь обоснованное подтверждение «лучшего для себя» в создании более экономичного способа ведения жизни. Разумный способ осознания «от общего» не вызывает потребности взять больше и быстрей, человек сам этого не хочет. Ведь он получает гарантированную возможность думать, действовать, иметь в себе и в жизни необходимое, оценивая достаточность его объема, качества и структуры. Его не интересует потребление ради потребления. Экономичность возможностей разума, в том числе разумного способа наблюдения и осознания, состоит в том, что позволяет без ущерба для себя и своей жизни, обретать меньше, но при этом меньше уставать, то есть меньше растрачивать себя и имеющееся в своей жизни. Разумный способ движения к лучшему для себя заключается в рассмотрении происходящего от самых широких пределов и общего устройства существующего в наблюдаемом объеме жизни к его конкретности. Внимание постепенно переходит к пределам жизненной и внутренней конкретности, уже разделив наблюдаемое на группы, связанные свойствами, зависимостями, пропорциями. Каждая составляющая в этих группах действует подобно группе в целом. От этого многообразие необходимого для наблюдения и переосознания уменьшается, внимание высвобождается. Этот способ показывает сразу всю полноту последствий производимого, и не ведет к ошибкам. Наблюдаемая полнота последствий позволяет своевременно находить то, что не было учтено, корректировать свои представления, а затем и действия, неминуемо приводя свои начинания к успеху. Таким образом, разумный способ осознания «от общего к конкретности» гарантирует возможность однозначного движения к лучшему в себе и в жизни. Разумный способ имеет еще одно преимущество, оказавшись под действием не учтенных факторов, человек всегда сможет продолжить путь к лучшему. Он не боится сделать ошибку. Любая ошибка в процессе совершенствования является следующим шагом по пути преобразований.
Самим процессом сравнения животного и разумного способов осознания и жизни, вопросом, не будет ли обретаемое меньше, чем у других, не будет ли оно добываться дольше, человек пугает себя. Соответственно инициирует беспокойство в системе инстинктов. Заставляет генерировать страх не насыщенности, который ощущает на уровне реального сознания в виде настороженности. Настороженность инициирует стремление подождать и еще раз проверить, какой из способов больше подходит. Чем дольше человек находится в состоянии ожидания и настороженности, пытаясь выбрать направленность своего жизненного пути в будущем, тем в большей мере в нем накапливается избыток. Ведь каждый раз он пугает себя. Избыток требует управления собой. Для управления избытком человек вынужден во все большей степени использовать животные программы и установки. Конечно, они еще активнее инициируют в его сознании представление о лучшем, как о большем, добываемом быстрее, а еще лучше, быстрее, чем это делают окружающие.
На уровне рефлекторных связей сравнение двух способов ведения жизни реализуется удержанием испытанного способа, который имитируется в виде «нажеванного» за левой щекой, и способа разумного. Разумный способ ведения жизни имитируется в виде новой порции пищи у передних нижних зубов. Муссирующими движениями кончика языка человек пытается отыскать в нем включения негодного, которое затем отдавливается к корню правого клыка и к правому уголку рта.
При переходе к разумному способу ведения жизни, как лучшему для себя, эти напряжения становятся ненужными, расслабляются и создают «откатные» состояния. В первую очередь возникает общее неприятие ко всему вовне, в том числе к изменениям, как к новому. Далее идет страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитирующимся «нажеванным». Следующим возникает ожидание слабости из-за возможности не удержать имитируемые позиции нажеванного и негодного при дальнейшем расслаблении. Завершает откатные состояния жалость к себе, связанная с необходимостью концентрировать внимание на ротовой полости, чтобы контролировать происходящее там. На уровне реального сознания эти физиологические ощущения воспринимаются как общее беспокойство относительно происходящего в себе. Что образует инертность по отношению к реализации намеченных изменений. Состояние подташнивания и голодных болей вызывает в сознании ожидание будущих неприятностей, как результатов намеченных изменений. Таким образом, чем дольше человек пытается оценивать, какой из способов осознания полезен и продуктивен, тем больший избыток накапливается в его сознании и в организме. Управляющее действие во внутреннем мире перехватывается животной системой, устремляющей иметь больше, быстрее, а главное, быстрее, чем окружающие.