Итак, причиной мощного сдерживающего инициативную активность действия является действие глубинных животных состояний предвкушения и неприятия. Именно они мешают человеку быть открытым во взаимоотношениях и взаимодействиях. Именно эти состояния заставляют поддерживать эгоцентрическую позицию при наблюдении и осознании происходящего, вызывая устремленность, не потерять «своего», не потратить лишней энергии, быстрее остальных найти и захватить добычу, чтобы обеспечить продолжение жизни. Инициирует активность этих состояний страх перед приближением окончания жизни от истощения и страх за себя.
Понимание связи и зависимости одного животного состояния от другого позволяет сделать вывод о том, что бороться с каждым из них в отдельности бесполезно. Они будут ловко перетекать из одного в другое, и этим создавать замкнутый цикл в сознании человека. Реализация задачи «продления жизни» позволяет человеку охватить управляющим действием разума сразу всю модель жизни, и этим разорвать идеологическую цепочку животных состояний в сознании. Охватить жизненный процесс в целом помогает опора в мыслях и действиях на главное для себя и своей жизни, то есть на «продление жизни». Главное поддерживается жизнеобразующими процессами, число которых ограничено и доступно для осознания и наблюдения. В качестве инициирующего активность действия используется устремленность быть системно и реально полезным по своим жизненным связям. Эта устремленность позволяет полностью занимать свободное внимание и не перехватываться системой инстинктов.
В связи с тем, что замещение является процессом достаточно длительным, человек даже по прошествии значительного времени затрудняется дать ответ на вопрос, в чем заключаются его индивидуальные возможности разума. Временами, неосознанно подчиняясь управляющему действию системы инстинктов, он ругает себя за то, что так ничего и не достиг на этом пути. Как боялся, так и боится за себя, за родных и близких. Необходимо учитывать, что замещение управляющего действия системы инстинктов позволяет сначала с трудом, а в дальнейшем все быстрее восстанавливать равновесное состояние в сознании. Первой реакцией на ситуацию есть и будет действие системы инстинктов, в частности инстинктов самосохранения жизни и самосохранения вида. По мере ведения преобразований человек все меньше пугается откатных состояний, все глубже познавая их физическую суть. Это существенным образом повышает уровень внутренней свободы.
Непосредственное замещение животных проявлений происходит в процессе ведения жизни путем возобновления всего в себе и своей жизни. Процесс замещения происходит сразу и по всем направленностям, имея тенденцию к углублению. Действие состояния предвкушения замещается интересом к производимому и его результатам. Устремленности к близости замещается единением с партнерами. Партнеры играют важнейшую роль в процессе разумных преобразований. Важно отметить, что разумные преобразования не происходят в одиночку, нужны партнеры, которые помогут видеть себя со стороны. Человек привыкает к себе и считает многие черты своего характера слабостью, с которой не может ничего поделать. Подобные «темные закоулки» являются благодатной почвой для поддержания предвкушения и неприятия, а значит, эгоцентрической позиции в сознании. Зная о своих слабостях, человек уже считает эгоцентрическую направленность наблюдения оправданной, учитывая свои слабые места, имеет право брать больше, чем достаточно. Объединяясь в интересующих направлениях жизни с окружающими людьми и структурами окружающего мира, человек создает необходимый и достаточный уровень взаимопроникновения и единения с людьми и окружающим миром. Достаточность и качество этих связей определяется универсальным Критерием «способностью возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни». Способность возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни является показателем снижения уровня неприятия в сознании человека. Он перестает строить взаимоотношения и взаимодействия на основе близости, когда каждый стремится влиться в компанию, чтобы чувствовать себя в безопасности, но при этом интересы чаще всего ограничиваются совместными походами, праздниками, беспокойством о здоровье и жалобами на неудачную жизнь. Устремленный быть системно и реально полезным человек образует обоснованное представление о достаточности обретаемого по жизненны связям и необходимого для обеспечения процесса продления жизни во все более отдаленном будущем. Что упреждает устремленность к большему во взаимоотношениях с партнерами и предвкушение, то есть желание иметь еще больше.
Следуя по пути преобразований, человек привыкает наблюдать в своем видении всю полноту жизни, осознавать и наблюдать происходящее «от общего», учитывая не только свои слабости и свое отношение к происходящему, а влияние своих намерений на все составляющие, в том числе на себя. Единение на основе взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего с партнерами содействует снижению животного «страха за себя», наполняющего сознание своими генерациями только по поводу происходящего и наблюдаемого в текущем моменте жизни. Внимание, задействованное на создание представлений о будущем и перспективе жизни, не входит во взаимоотношение с контрольной системой инстинктов и не является проводником животного страха за себя. Таким образом, преобразования становятся не самоцелью, а способом ведения жизни. Человек проявляет инициативу, чтобы сделать свою жизнь интересной и полезной для себя и окружающих людей, и получает все необходимое для этого от тех же людей. Ему не приходится подавлять в себе животное неприятие к людям, так как энергия этого состояния тратится на полезные действия для них. В результате человек перестает бояться за себя. Он знает, что рядом находятся надежные люди, его опора, «задняя стенка», которая движется по жизни вместе с ним.