Итак, основными страхами, которые в сознании человека инициирует система инстинктов, является «страх перед приближением окончания жизни» и «страх за себя и свою жизнь». Со страхом перед приближением окончания жизни человек научился справляться, отвлекая себя текущими делами или сторонними интересами. В это время он может позволить себе просто не думать о будущем. Животное подобного страха не испытывает, так как реагирует только на непосредственное движение и текущую ситуацию. Как только движение прекращается, оно переключает внимание. Человек же, наоборот, как только отвлекается от текущих дел и переключает внимание на будущее, снова оказывается в плену страха перед приближением окончания жизни.
Страх за себя является чисто животным страхом, относящимся непосредственно к текущей ситуации. Но человек распространяет этот страх на всю обозримую перспективу своей жизни. Он уверен, что именно этот страх устремляет его беречь себя, и боится расслабиться. Боится перестать чувствовать страх за себя и свою жизнь, воспринимая его генерации, как суть наполнения собственного «Я», как его исток. Страх за себя действительно не позволяет животному выходить из состояния настороженности, сверхчувствительности и ожидания посягательств на свою жизнь, и выручает его в опасных ситуациях. В жизни человека он реален только в момент непосредственной опасности и не имеет никакого значения в другой ситуации. Но подчинение установкам животной системы крайне усложняет процесс расслабления.
Человек, устремленный осознавать происходящее в своей жизни «от общего к конкретности ситуации», переставая оценивать происходящее на свой вкус, отрывает внимание от истоков собственного «Я», расслабляя напряжение собранности и прижатия тела к внутренней поверхности линии опоры. Вступая на путь разумных преобразований, он надеется избавиться от генераций страха в сознании. Но расслабление рефлекторных напряжений и животных генераций вызывает откатные состояния. Как всегда в откатных состояниях возникает физиологический страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемыми позициями: «нажеванным», «косточками» и слюной, которая обильно выделяется из левой околоушной слюнной железы. Не имея возможности отличать истоки страхов, человек руководствуется действиями системы инстинктов. В настороженности и сверхчувствительности в ожидании неприятностей делает попытки выделить привычный «страх за себя». Ощутив откатный страх, идущий с уровня физиологических связей, человек приходит к выводу о том, что путь разумных преобразований не избавляет его сознание от генераций страха.
В том случае когда человек передает управляющее действие системе разума, он исключает или хотя бы ослабляет действие эмоций и спокойно разбирается в том, что с ним происходит. В первую очередь он мысленно проговаривает преобразования, которые происходят с имитируемыми рефлекторными позициями при расслаблении. Это позволяет выделить и своими осознанными действиями, сопутствуя оттеканию тканей ротовой полости, полностью погасить страх, реализующийся на чисто физиологическом уровне. Оставшиеся генерации страхов, включая «страх за себя» и «страх перед приближением окончания жизни», погашаются в процессе переосознания. «Страх за себя и свою жизнь» уходит по мере ослабления ощущения злонаправленности внешней сферы жизни и окружающих людей. Ощущение злонаправленности не пропадает сразу. Человек сталкивается с множеством людей, и его настроение может резко меняться, инициируя неприятие. Поэтому требуется системное переосознание, которое помогает каждый раз находить согласие с происходящим и восстанавливать ровное внутреннее состояние.
«Страх перед приближением окончания жизни» рождается на представлении о будущем в абстрактной модели, создаваемой возможностями разума. Его погашение происходит только путем создания и систематического переосознания своих представлений о прошлом, настоящем и будущем, главном для себя в нем, необходимом и достаточном. То есть поддержания в сознании картины закономерности прошлого, настоящего и будущего. Вместе с этим переосознания собственных возможностей, позволяющих в естественных состояниях делать необходимое доступным в будущем. То есть осознания способности прокормить себя в будущем за счет возможностей разума. Этим в какой-то степени гасится неопределенность относительно будущего.
Кроме того, человек должен видеть смысл производимых действий и изменений в улучшении внутренней ситуации. Это улучшение достигается за счет понимания собственного строения и понимания, что закономерности, лежащие в основе собственного строения, и строения окружающего мира, являются одинаковыми. Понимание общности закономерностей делает бессмысленной потребность, отделять себя и свое от чего бы то ни было в окружающем мире.Генерации страха уходят постепенно, по мере того, как человек ощущает и проверяет на себе действие этих закономерностей. Что достигается системным переосознанием своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем.
Поддержание в своих представлениях полноценной картины будущего и перспективы своих намерений помогает оттягивать внимание от восприятия текущего момента жизни. Человек привыкает наблюдать в своем видении всю полноту жизни, осознавать и наблюдать происходящее «от общего», то есть учитывая не себя и свое отношение, а влияние своих намерений на все составляющие, в том числе на себя.