Сложности, возникающие в сознании человека, в процессе преобразования эгоцентрического способа наблюдения к способу наблюдения «от общего к конкретности».

Автор: | 03/03/2011

Сложность в сознании в  первую  очередь вызывает беспокойство, связанное с неспособностью обрести ощущение  завершенности наблюдаемого и осознаваемого процесса. Эгоцентрический способ наблюдения характеризуется тем, что человек  получает конкретную информацию, позволяющую принять  дальнейшее решение. Животное увидело опасность, значит, надо убегать или, затаившись, готовиться защищаться. При наблюдении «от общего к конкретности» человек обретает представление о направленности изменений и на  основании этого должен принять решение. Опасение, что  направленность определена  неправильно,  заставляет сомневаться в способности принять правильное решение. Эти сомнения легко погашаются  переосознанием своих представлений о жизни и о лучшем  для себя в будущем. Но человек не привык несколько раз обращаться к  одному и тому же вопросу, тем  более менять свои взгляды. В  этом и состоит основная  трудность.Ощущение незавершенности, незаконченности не позволяет обрести состояние удовлетворенности. Человек  остается  в «подвешенном» состоянии, вроде  много делает, обдумывая происходящее  и выстраивая перспективу будущего, а  конкретного результата нет.  Инстинкт предусматривает удовольствие только от уже  законченного действия,  то есть обретенной добычи или удачного бегства  от хищника.   А у человека только  планы и постоянно присутствующая в сознании устремленность разума к возобновлению. 

Осознание  «от общего» предусматривает постоянное взаимодействие с  главным  для себя и своей  жизни. Человек принимает решение, но акцент ставит не  на самом  результате. Вполне возможно, что   подобный результат можно достичь другим способом. Ему важно, чтобы произошло  изменение к  лучшему в его взаимоотношениях  и взаимодействиях с  окружающими людьми. Поэтому по прошествии времени  пересматривает свои представления  о жизни, и волен пересмотреть ход реализации намеченного действия, если видит  более простой способ для  этого. 

Однозначность суждений, привычек, взглядов, образа мыслей и жизни крайне  ограничивает человека, делает его жизнь напряженной. Он дает  обещания и считает своим  долгом  их выполнить. Но при этом чаще всего не соразмеряет количество обещаний  и собственные  внутренние ресурсы. Крутится, как  белка в колесе, спешит, ничего не успевает и самое  главное, забывает данные  обещания. Затем извиняется или  делает вид, что ничего не говорил, стараясь подавить «муки совести».   Все  это отвлекает внимание и поднимает уровень  избытка. 

Наблюдая жизнь от себя, давая  однозначные оценки происходящему  и существующему,  человек подобен роботу, который движется по раз и навсегда заданной линии, все сметая на своем пути. Он позволяет себе навязывать окружающим свою правоту, свой  образ мыслей  и образ жизни.  Если преграда  оказывается слишком мощной, например,  он сопротивляется естественным  изменениям,  то откровенным  образом  утыкается  в нечто непреодолимое. Вместо того чтобы  отойти в сторону, подняться  над планом  жизни и посмотреть на происходящее во всей его полноте, чаще всего  продолжает свое бессмысленное движение напролом. В конце концов  оказывается  в тупике, в который  незаметно для себя забрел, и продолжает  движение  на одном месте,  пытаясь и там сохранить неизменным существующее в себе.  Человек  даже  не мыслит о том, чтобы   скорректировать линию выбранного  направления движения.  Выбор однажды был сделан и, став на ноги, он оказался в позе, удобной для движения именно в этом направлении. Никакой другой возможности движения для себя   не видит.  

На уровне  рефлекторных связей поддержание эгоцентрической позиции в сознании реализуется стремлением не  тратить внимания  на бесполезное  наблюдение того, что происходит в полноте  жизни. Стремление сохранить свою позицию реализуется  удержанием имитируемого нажеванного, как  объема запасов, которые  требуют внимания и сил для  сохранения  и ухода. Все, что требует затрат энергии отталкивается  общим неприятием ко всему вовне. При переходе  к наблюдению и осознанию с позиции «от общего»  происходит расслабление  напряжений, и возникают откатные состояния.  В первую  очередь проявляется   неприятие, которое на уровне реального сознания поддерживается ощущением значительных бесполезных трат на наблюдение широких пределов происходящего вокруг. Возникает мысль о том, что  нет смысла  тратить внимание  на  наблюдение  того, что не  нужно в  данный момент. Оно может  понадобиться, а может  нет, а внимания не хватит на  себя  и свою  жизнь. Далее возникает  страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемым «нажеванным». Кроме того,  страх  потерять в  оттекающих тканях «нажеванное». Рождается  жалость к себе, чувство потери внутренней управляемости.  Непривычность наблюдения и осознания «от общего к своей жизненной и внутренней ситуации»  заставляет настороженно относительно к идее перестроения способа осознания. Кажется что,  распыляя свое внимание, можно не суметь удовлетворить свои потребности, а  это повлечет за собой   уменьшение   объема запасов. Человеку становится  жалко  себя, жалко переориентировать процесс осознания. Даже  не просто жалко, а   страшно. Отличить один страх от другого человек  не может. Поэтому     страх, который  приходит с уровня физиологических отношений, он принимает за страх потерь в будущем, страх неполноты удовлетворения своих потребностей и интересов.  Человек  пугает себя    снижением обеспеченности в  будущем и ослаблением жизнестойкости организма. 

Выйти из замкнутого круга страхов в сознании помогает переосознание своих представлений  о жизни и о лучшем для себя в будущем. Ведь не может  человек, наблюдая  происходящее во всей полноте, упустить что-то важное  для себя  и своей  жизни.   Наоборот,  он увидит только зарождающиеся процессы изменений  и сумеет вовремя  организовать свою  жизнь, чтобы не оказаться на  пути непредвиденных обстоятельств. 

Раздел: Без рубрики