Сложность в сознании в первую очередь вызывает беспокойство, связанное с неспособностью обрести ощущение завершенности наблюдаемого и осознаваемого процесса. Эгоцентрический способ наблюдения характеризуется тем, что человек получает конкретную информацию, позволяющую принять дальнейшее решение. Животное увидело опасность, значит, надо убегать или, затаившись, готовиться защищаться. При наблюдении «от общего к конкретности» человек обретает представление о направленности изменений и на основании этого должен принять решение. Опасение, что направленность определена неправильно, заставляет сомневаться в способности принять правильное решение. Эти сомнения легко погашаются переосознанием своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Но человек не привык несколько раз обращаться к одному и тому же вопросу, тем более менять свои взгляды. В этом и состоит основная трудность.Ощущение незавершенности, незаконченности не позволяет обрести состояние удовлетворенности. Человек остается в «подвешенном» состоянии, вроде много делает, обдумывая происходящее и выстраивая перспективу будущего, а конкретного результата нет. Инстинкт предусматривает удовольствие только от уже законченного действия, то есть обретенной добычи или удачного бегства от хищника. А у человека только планы и постоянно присутствующая в сознании устремленность разума к возобновлению.
Осознание «от общего» предусматривает постоянное взаимодействие с главным для себя и своей жизни. Человек принимает решение, но акцент ставит не на самом результате. Вполне возможно, что подобный результат можно достичь другим способом. Ему важно, чтобы произошло изменение к лучшему в его взаимоотношениях и взаимодействиях с окружающими людьми. Поэтому по прошествии времени пересматривает свои представления о жизни, и волен пересмотреть ход реализации намеченного действия, если видит более простой способ для этого.
Однозначность суждений, привычек, взглядов, образа мыслей и жизни крайне ограничивает человека, делает его жизнь напряженной. Он дает обещания и считает своим долгом их выполнить. Но при этом чаще всего не соразмеряет количество обещаний и собственные внутренние ресурсы. Крутится, как белка в колесе, спешит, ничего не успевает и самое главное, забывает данные обещания. Затем извиняется или делает вид, что ничего не говорил, стараясь подавить «муки совести». Все это отвлекает внимание и поднимает уровень избытка.
Наблюдая жизнь от себя, давая однозначные оценки происходящему и существующему, человек подобен роботу, который движется по раз и навсегда заданной линии, все сметая на своем пути. Он позволяет себе навязывать окружающим свою правоту, свой образ мыслей и образ жизни. Если преграда оказывается слишком мощной, например, он сопротивляется естественным изменениям, то откровенным образом утыкается в нечто непреодолимое. Вместо того чтобы отойти в сторону, подняться над планом жизни и посмотреть на происходящее во всей его полноте, чаще всего продолжает свое бессмысленное движение напролом. В конце концов оказывается в тупике, в который незаметно для себя забрел, и продолжает движение на одном месте, пытаясь и там сохранить неизменным существующее в себе. Человек даже не мыслит о том, чтобы скорректировать линию выбранного направления движения. Выбор однажды был сделан и, став на ноги, он оказался в позе, удобной для движения именно в этом направлении. Никакой другой возможности движения для себя не видит.
На уровне рефлекторных связей поддержание эгоцентрической позиции в сознании реализуется стремлением не тратить внимания на бесполезное наблюдение того, что происходит в полноте жизни. Стремление сохранить свою позицию реализуется удержанием имитируемого нажеванного, как объема запасов, которые требуют внимания и сил для сохранения и ухода. Все, что требует затрат энергии отталкивается общим неприятием ко всему вовне. При переходе к наблюдению и осознанию с позиции «от общего» происходит расслабление напряжений, и возникают откатные состояния. В первую очередь проявляется неприятие, которое на уровне реального сознания поддерживается ощущением значительных бесполезных трат на наблюдение широких пределов происходящего вокруг. Возникает мысль о том, что нет смысла тратить внимание на наблюдение того, что не нужно в данный момент. Оно может понадобиться, а может нет, а внимания не хватит на себя и свою жизнь. Далее возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемым «нажеванным». Кроме того, страх потерять в оттекающих тканях «нажеванное». Рождается жалость к себе, чувство потери внутренней управляемости. Непривычность наблюдения и осознания «от общего к своей жизненной и внутренней ситуации» заставляет настороженно относительно к идее перестроения способа осознания. Кажется что, распыляя свое внимание, можно не суметь удовлетворить свои потребности, а это повлечет за собой уменьшение объема запасов. Человеку становится жалко себя, жалко переориентировать процесс осознания. Даже не просто жалко, а страшно. Отличить один страх от другого человек не может. Поэтому страх, который приходит с уровня физиологических отношений, он принимает за страх потерь в будущем, страх неполноты удовлетворения своих потребностей и интересов. Человек пугает себя снижением обеспеченности в будущем и ослаблением жизнестойкости организма.
Выйти из замкнутого круга страхов в сознании помогает переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Ведь не может человек, наблюдая происходящее во всей полноте, упустить что-то важное для себя и своей жизни. Наоборот, он увидит только зарождающиеся процессы изменений и сумеет вовремя организовать свою жизнь, чтобы не оказаться на пути непредвиденных обстоятельств.