При знакомстве с рефлекторными напряжениями, с помощью которых человек неосознанно выражает сомнения в своем здоровье и затем подавляет эти сомнения, можно отметить, что относятся они не только непосредственно к здоровью физическому или психическому. Нормальное состояние, к которому человек интуитивно стремится, в не меньшей мере касается душевного покоя. Поэтому данный комплекс напряжений поддерживается при ожидании дискомфорта, неудовлетворенности, например, работой, материальным достатком, положением, взаимоотношениями с окружающими людьми. В молодости состояние здоровья волнует мало, и рефлекторные напряжения используются для инициирования и дальнейшего подавления сомнений относительно одиночества, непонимания себя, недооценки окружающими своих внутренних или внешних качеств. Все это заставляет отталкивать происходящее общим неприятием ко всему вовне и концентрировать внимание на поиске своих недостатков. Под управляющим действием системы инстинктов этот поиск не является конструктивным, ведь животное не может ничего изменить в себе и своей жизни. Ему требуется только повысить уровень энергонасыщенности, чтобы недостатки подавить.
Молодой человек ищет недостатки в свом наследственном строении и сетует на свою несчастливую судьбу, на неправильное место или время рождения, на невезучесть, на то, что его никто не ценит и не понимает. Вместо сомнений о здоровье «косточки» имитируют сомнения в своих способностях достигать успеха. Причем, успех касается всего, что определено установками общепринятого, это работа, семья, карьера. В том случае когда молодой человек уже считает себя обделенным в чем-либо, то есть «болезнь перешла в хроническое состояние», имитируемая косточка будто бы уже воткнулась в десну предпоследнего левого нижнего зуба. Муссированием этого места он доводит до затекания рецепторы средней части левой стороны языка. Боясь, что косточка или включения негодного могут с пищей попасть в желудок, заставляет воссоздавать «готовность к выташниванию» и неприятие. Напряжения готовности к выташниванию и неприятия поддерживаются мышцами, приподнимающими желудок и пищевод. Язык получает опору и своим кончиком с силой упирается в передние резцы. Одновременно человек имитирует отталкивание всего, во что упирается взгляд и что может возродить аппетит. Он сдерживает инициативную активность, пока не удостоверится в отсутствии «косточек» в «нажеванном» за левой щекой и в избавлении от «косточки» в десне, то есть пока не устранятся все недостатки. Необходимость трудиться и общаться с людьми заставляет блокировать инородные частицы от попадания в пищевод и дыхательное горло. Молодой человек изо всех сил стискивает зубы, и выходит из дома во внешнюю сферу жизни в созданном с помощью животной системы «нормальном» состоянии. Вечером усталый возвращается домой и его «накрывают» откатные состояния, а вместе с ними сомнения в качестве своего внутреннего состояния.
Так продолжается десятки лет, пока напряжения собранности и готовности к борьбе не деформируют внутренние функции в организме и психике, пока не возникнут боли, которые начинают тревожить. К этому времени зрелый человек оглядывается назад и отчетливо понимает, что многое из того, в чем он стремился проявить инициативу, успешно реализовалось. Не получилось лишь то, что просто ждал. Взгляд издалека дает понять, даже казавшееся когда-то счастливой случайностью на самом деле явилось результатом собственного труда. Он перестает ждать и горевать о несбыточном, и приступает к разумным преобразованиям. Видит нормой для себя формирование конструктивного мировоззрения, и на его базе создание наиболее полного соответствия своих возможностей условиям, в которых предстоит реализовывать жизненные действия. Инициативная активность инициирует расслабление рефлекторных напряжений и возникновение «откатных» состояний. Человек уверен, что вместе с откатными состояниями должны уходить боли и болезни, но этого не происходит.
Чтобы разобраться в том, что происходит при расслаблении, полезно вернуться к описанию рефлекторных напряжений. В основе любых напряжений лежит конфликт между злонаправленной средой и потребностью экономить энергию. Потребность в экономии и сохранении существующего неизменным заставляет всегда в той или иной степени поддерживать неприятие. Неприятие, это приподнятый желудок, а вместе с ним пережатые протоки, по которым в двенадцатиперстную кишку должны поступать ферменты поджелудочной железы и желчи. Кроме того, это перегиб желчного пузыря, в результате чего происходит сгущение желчи и образование камней. Возобновление новизны в мировоззрении и прием новой идеи об изменении к лучшему в себе и своей жизни снижает уровень неприятия. Это снижение откликается в виде ослабления режима экономии. Что вызывает боли, беспокойство, волнение, ощущение потери управляемости, жалость к себе. Все эти неприятие ощущения вызывают неосознанное неприятие, но уже не ко всему вовне, а к собственному организму. Неприятием инициирует затекание и дальнейшее оттекание, сопровождаемое болями и болезнями. Таким образом, пока человек не научится вовремя передавать управляющее действие системе разума, он будет расслаблять одни напряжения и неосознанно инициировать другие, воссоздавая неприятие. Вот почему важно опираться на главное для себя и своей жизни, на ее продление, и свой мысленный взор направлять только на то, что содействует реализации этой задачи. Не просто искать лучшее во всем, а не отталкивать при этом неприятием то, что не нравится или не удовлетворяет, неважно, внутри себя или снаружи. Возможно это только в одном случае, когда человек инициирует свою активность интересом к самому процессу жизни. И тогда ему не важно, что говорят по телевизору или пишут в газетах. Он воспринимает это, как данность, как условия, в которых приходится жить. Только от внутренней устремленности зависит, настраивает себя человек на жизнь или на выживание среди окружающей опасности и несправедливости. Тогда и боль начинает восприниматься, как сигнал о проявлении неприятия и последующего оттекания, а не как объект для борьбы и неприятия.