Итак, неопределенность относительно того, каким должно быть внутреннее состояние и состояние здоровья, приводит человека в состояние неуверенности в своих возможностях. Животная система реагирует на неуверенность, инициируя программы «собранности» и «готовности ко всему». Крайне избыточное состояние образует ощущение ложной самоуверенности, в которой человек способен не обращать внимания на реально возникшие изменения в организме. Он держится на пределе возможностей до тех пор, пока изменения во внутренних функциях не сделают затруднительной, а то и невозможной двигательную активность. Непонимание, как это произошло, приводит в состояние безысходности, рождает мысли о неминуемости болезней, как признаке приближения старости, дряхлости и окончания жизни. Возникает желание «растянуть» здоровье на долгий срок. Животная система помогает это сделать, сразу инициируя режим «экономии энергии и сдерживания расхода активности».
Стремясь сдерживанием расхода жизненной активности «растянуть» срок жизни, расход здоровья, человек на самом деле наносит своему здоровью непоправимый вред и неосознанно сокращает срок своей жизни. Человек не может сутками дремать, он работает, общается с близкими, структурами общества. Управляемый установками животной системы он при этом вынужден подавлять любые признаки изменений в организме. Животное в процессе инициативной активности (на охоте) не должно отвлекаться на происходящее в себе, например, боль, зуд и т. д. Оно постоянно настороже в ожидании проявления любых ощущений для того, чтобы сразу же блокировать их. Человек неосознанно подавляет внутренние проявления лишь для того, чтобы реализовать животную устремленность воздействовать на причину отвлечения внимания. Инстинкт самосохранения не учитывает степень опасности и проявляется всегда во всей полноте. Он не допускает осознанное, разумное влияние человека на происходящее внутри себя. Управляемый установками системы инстинктов человек стремится сдерживать в себе ощущение боли, чтобы она не мешала быть активным на работе, дома, на отдыхе. Животное в процессе охоты должно использовать все свое внимание, иначе его постигнет неудача, либо не сможет найти и догнать добычу, либо само станет добычей.
Таким образом, с молодых лет человек привыкает, как к естественному для себя устремлению, сдерживать восприятие происходящего внутри себя. Перенести на ногах болезнь, недомогание считается обыденным. По мере взросления и возникновения болезней и болей эта устремленность лишь усиливается. В связи с тем, что устремленность к сдерживанию внутренних ощущений реализуется с опорой на животное мировоззрение, она переносится и на взаимодействие человека с окружающими людьми и структурами общества. Ведь мировоззрение определяется не только внутренние взаимодействия, но и взаимодействия во внешней сфере жизни. Действия инстинктов, которые человек инициирует, используя животную программу «сдерживания ощущений в своем теле», распространяется и на формирование его представлений о форме внешних взаимоотношений и взаимодействий. Причем, действия инстинктов во все большей степени вытесняют не обладающие силой и не действующие напором и давлением идеи и представления, предлагаемые разумом.
Так человек становится полноценным роботом, действующим сообразно множеству заложенных в его инстинктах программ. Лишь в наиболее тяжкие дни своей жизни, когда избыток полностью расходуется в бессмысленных противоборствах во внешнем круге жизни либо в противлениях происходящему внутри, и действие животных установок ослабевает, человек ощущает состояние просветления. Чаще всего это бывает в процессе болезни, когда измотанный бесконечной борьбой с болями человек признает свое поражение и прекращает борьбу за придуманное им «нормальное» здоровье. Это прояснение он воспринимает, как проникновение в сознании чего-то великого, бесконечного и беспредельного в своих возможностях.
Здесь человек не обманывает себя. Его сознание охватывает действительно великое по своей мощи взаимодействие с тем, что можно условно назвать единым информационным пространством. Разум является частью этого пространства. Вполне возможно, что зарожденный на базе многолетнего эволюционного процесса, сумевший объединить сознание людей воедино, он объединяет сознание людей с множеством тех, кто родился и живет далеко. Ведь не одиноки же мы во Вселенной. Взаимодействие с системами и структурами разума с непривычки человеку кажется прикосновением к чему-то сверхъестественному, необычному, чудесному. Все эти эпитеты верны при оценке разума, но необыкновенным он кажется только потому, что обычно человек стремится не взаимодействовать с ним, а использует интуицию и животные инстинкты. Так гораздо проще, не надо тратить время и внимание на логические построения и поиск причинно следственных связей. Можно не замечать своих ошибок, а ответственность за них сваливать на жизненные обстоятельства, на несовершенство окружающего мира и людей в нем. Самое главное можно не связывать производимое в жизненной ситуации с происходящем в собственном организме и психике, не брать на себя ответственность за свою жизнь.
Необходимо учитывать, что возможности разума это то единственное, что может позволить постепенно научиться совмещать восприятия изменений в организме, психике и разуме с направленностью, характером и качеством жизненных взаимоотношений и взаимодействий, с собственным мировоззрением. Система разума помогает связать идеи, которые человек использует, как ориентир в движении лучшему при организации взаимоотношений и взаимодействий, с основой для формирования внутреннего состояния.