Итак, активная жизненная позиция, которая способствует расслаблению рефлекторных напряжений, не образуется сама по себе, а достигается в процессе переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Она может теряться в суете дел, но легко восстанавливается в следующем переосознании.
Если человек пропускает переосознание и при этом не удовлетворен качеством своего внутреннего состояния, он невольно через действие системы инстинктов инициирует ожидание прихода оптимального состояния, улучшение настроения. Ждет, когда у него возникнет желание занять активную жизненную позицию наблюдателя. При этом он не учитывает, что чувство неудовлетворенности свидетельствует о наличие в теле избытка энергонасыщенности. А состояние ожидания инициирует режим «сдерживания расхода жизненной активности», то есть имеющийся избыток повышает. Если человек осознанно не направляет внимание в будущее, отдаленное больше, чем на три месяца, не создает во внешнем круге жизни благоприятные условия своих взаимоотношений и действий, животная система, не получая информации о конкретных условиях, начинает готовить организм и психику к жизни в любых условиях. То есть воссоздает возбуждение и напряженность животных программ собранности и готовности ко всему. Внимание концентрируется во внутреннем состоянии и повышает уровень энергонасыщенности. Обычным внутренним состоянием для человека становится избыточность. Именно состояние предельной избыточности он ощущает для себя нормальным, и ни о каком расслаблении не думает.
Необходимо учитывать, что состояние «ожидания» на уровне реального сознания воспринимается как леность, нежелание думать о жизни, стремление сжаться в комочек и дремать. В тоже время не надо путать устремленность к решительной и суетливой деятельности с активной позицией сознания. В такой активности человек старается силой преодолеть состояние ожидания, и вводит себя в еще более избыточное внутреннее состояние. Ему становится еще труднее разобраться в том, что происходит внутри себя и в своей жизненной ситуации. А ведь именно неопределенность в этих вопросах привела его сознание в пассивную, инертную позицию. Человек становится агрессивным, напористым. Не имея возможности видеть однозначно оптимальное и полезное для себя, он выбирает из памяти то, что кажется правильным, и действует, как ледокол, сокрушая все на своем пути, добиваясь поставленной цели. Снаружи он выглядит предельно активным и воспринимает себя таковым. При этом большая часть его активности уходит на согревание воздуха. Действуя в запредельных нагрузках и возбуждении, он вместо пользы для себя создает много ненужного, о чем впоследствии сожалеет. В агрессивной активности человек устает и вновь впадет в депрессивное состояние ожидания. При этом его внутренняя и жизненная позиция не только не улучшается, а становится хуже.
Таким образом, мы в очередной раз пришли к выводу о том, что действовать силой против установок системы инстинктов нельзя. Используя один и тот же источник энергии, человек загоняет себя в избыточное состояние сначала агрессивное, а затем депрессивное. Сначала избыток энергии он направляет против не удовлетворяющего, устает и с такой же силой начинает сдерживать свою активность. Активная жизненная позиция «участника», управляемая установками системы инстинктов, изматывает человека, не давая ему расслабиться.Активная жизненная позиция «наблюдателя» позволяет не тратить много физических сил, значит, не создавать запасов энергонасыщенности в теле, не изнашивать свой организм, считая это нормальным. Нормальное для него состояние – наиболее естественное из доступных в текущей ситуации. То есть постоянное повышение уровня внутренней свободы.
С молодых лет люди неосознанно стремятся обрести нормальное внутреннее состояние. При этом никто не может объяснить, какое оно должно быть и что именно каждый ожидает почувствовать внутри себя. Все привыкли говорить о нормальном здоровье, нормальном самочувствии, которое определяется, как некий средний, много раз замеренный медицинскими работниками параметр, отраженный большим числом показателей: температуры, давления крови, развития мышечного комплекса и так далее. На самом деле кузнецу-молотобойцу надо иметь одни показатели, а ученому, который много времени проводит за письменным столом, совершенно другие. Нормальное состояние для одного неприемлемо для другого. При малоподвижном образе жизни излишние мышцы будут затекать. А недостаточно развитая мускулатура не позволит махать целый день кувалдой по наковальне.
Нормальным для человека можно назвать то состояние, которое необходимо для реализации его жизненных действий. Но, если человек он не ведет свою жизнь, не формирует перспективу главного для себя в будущем, своих намерений, интересов, необходимого и достаточного для их реализации, не проецирует сообразно своим возможностям условий реализации жизненных действий, то никогда не определит, какое состояние для себя может считать нормальным. В неопределенности, когда разум молчит, за дело берется животная управляющая система, которая готовит человека ко всему. Чем выше уровень неопределенности, тем выше уровень внутренней избыточности. Поэтому человек, ожидающий прихода нормального состояния, обрекает себя на воссоздание избыточных, силовых состояний собранности, готовности ко всему, готовности к противоборству. Чем меньше он думает о главном для себя в будущем, направленности жизненных интересов, перспективе намерений и действий, условий их реализации, тем меньше ориентирован относительно своего нормального состояния. Чем выше уровень этой неопределенности, тем большая неопределенность ощущается относительно необходимого ему внутреннего состояния, тем в большей степени любое качество внутреннего состояния его не удовлетворяет. Ему не с чем сравнивать происходящее и существующее в себе, он не выработал для этого необходимых критериев.