Мы остановились на том, что системное расслабление рефлекторных напряжений происходит по мере рассмотрения возникающих жизненных неопределенностей. Ведь именно они являются источником генераций страха, сомнений и приводят к повышению уровня внутренней энергонасыщенности. Необходимо отметить, что последовательность и очередность неопределенностей, которые требуют рассмотрения, не должна быть хаотичной, то есть подчиняться желанию. Это может сместить внимание и сконцентрировать его на отдельной жизненной направленности в ущерб остальным. Что непроизвольно зародит новые неопределенности.
Основным условием реального расслабления является поддержание представления о жизни во всей ее полноте. В процессе переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем человек распределяет свое внимание в значительном временном интервале прошлого, настоящего и будущего. Опора на главное для себя «продление своей жизни» позволяет ему равномерно распределить внимание между всеми составляющими и правильно выделить ту, которая тормозит общее движение к лучшему. Реальными преобразования становятся только в одном случае, когда захватывают не отдельную часть жизни, а возобновляют все целиком. В противном случае максимум внимания остается на незавершенной составляющей. Кажется, какая разница, с чего начинать, можно доделать то, что тянет за душу, то потом приниматься за все остальное. Ничего подобного, последовательность разрешения неопределенностей в разных составляющих жизни имеет существенное значение. Определяется она основным Критерием разумных преобразований «способностью с достаточной частотой возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни». Перекос в какую-либо сторону сразу нарушает возобновление новизны в мировоззрении. Человек не может спокойно думать, если погружен в процесс доделывания. Это не только не позволяет расслабиться, а скорее поднимает уровень внутренней напряженности. Действиями животной управляющей системы в ожидании, когда удастся справиться с незавершенным делом, в сознании человека возникает ситуация, сходная с ожиданием больного животного, когда оно сможет вернуться к нормальному состоянию. Другими словами, перекос в сторону любой составляющей жизненного процесса инициирует в сознании человека действие режима «экономии энергии и сдерживания активности».
Чтобы не инициировать состояние ожидания возврата себя в нормальное состояние, полезно разобраться в природе установок, не позволяющих животному проявлять деятельную активность в нездоровом состоянии, из-за неспособности предельно повысить уровень энергонасыщенности.Животное не способно изменять условия своих действий, их определяет порядок, существующий в окружающей его среде. Добиться успеха, то есть догнать добычу и не погибнуть от более крупного хищника либо в борьбе с соплеменниками отстоять свое место у общей туши животное может только в состоянии максимальной избыточности и при отсутствии сковывающих его движение болей, ослабления или усталости. Не дождавшись наступления оптимального внутреннего состояния, животное рискует потерпеть неудачу, быть съеденным, травмированным, истратить последние силы в погоне за добычей, не поймать ее и умереть от голода. Человек уподобляется раненому животному, когда все свое внимание, а значит, избыток энергии бросает на доведение до ума отдельной составляющей, чтобы в дальнейшем переключиться на следующую, и таким путем постепенно разрешать жизненные неопределенности.
Кроме повышения уровня внутренней избыточности стремление разрешать жизненные неопределенности по очереди заводит человека в тупик. Дело в том, что все составляющие жизни связаны между собой. Возобновление каждой из них не может происходить отдельно от всех остальных. Разрешение отдельной неопределенности зачастую зависит от взаимодействия остальных направленностей жизни. Поэтому нет никакого смысла какую-то из них доводить до совершенства. Этого никогда не будет.
Чаще всего человек пытается сделать вид, что контролирует весь жизненный процесс, подавив желание, дождаться прихода нормального состояния. Подавление любого желания действиями системы инстинктов зарождает страх перед приближением окончания жизни, вызывает ожидание голодных болей, ослабление и остывание. Для системы инстинктов возникшая потребность, это то, что является крайне необходимым для продолжения жизни. Если желание подавлено, значит, «крайне необходимое» является недостижимым и жизнь продолжаться не сможет. На уровне реального сознания генерации страха перед приближением окончания жизни с уровня физиологических связей, ожидание голодных болей, ослабление и остывание, проявляются в виде беспокойства о здоровье. Человек ощущает неуверенность в себе, ожидание неприятностей и неудач в жизненных действиях. Что конечно, создает новые неопределенности, касающиеся возможности продолжения жизни в будущем. Пониманием того, что его мир в корне отличается от среды дикой природы, человек способен упреждать действие установок системы инстинктов. На него никто не охотится, поэтому он может создавать условия для себя в будущем с учетом, может быть, не вполне оптимального внутреннего состояния. Своей устремленностью к инициативной активности, поиску взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего он уже охватывает своим вниманием жизненный процесс в целом. Что позволяет инициировать процесс возобновления всего в себе и своей жизни, разрешая возникающие неопределенности и не возрождая генераций страха.