Итак, разумный способ ведения жизни предлагает человеку сравнивать свою индивидуальную направленность с общей направленностью развития цивилизации. Устремленность развивать индивидуальные возможности разума ведет к расслаблению животных генераций. Но при любом расслаблении возникают откатные состояния, в основе которых лежат зажатые страхи, сомнения и беспокойство. Рождаемое откатными состояниями чувство потери управляемости и жалость к себе заставляет человека вернуться к привычному для себя способу сравнения с окружающими людьми. Он ощущает неготовность повысить уровень информационной и деятельной активности, чтобы осознавать общую закономерность строения мира, жизни и самого человека, и развивать индивидуальные возможности разума. Приходит к мысли о том, что сначала нужно отдохнуть, набраться сил на подготовительную работу, а потом приступить к преобразованиям. Другими словами, намеревается повысить уровень внутренней избыточности, чтобы приступить к возобновлению новизны в мировоззрении и взаимопониманию по жизненным связям. Таким образом, человек снова оказывается под управляющим действием системы инстинктов и уже не принимает в расчет, что первым шагом на пути разумных преобразований является избавление себя и своей жизни от избыточности.
Так, неосознанно используя способ сравнения, человек может отвратить себя от возможности разумного преобразования сознания и жизни, от возможности обрести более свободное внутреннее состояние. Не проведя переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, человек возобновляет животные состояния и подавляющий их комплекс рефлекторных напряжений.На уровне рефлекторных связей отвращение к разумным преобразованиям реализуется на физическом и физиологическом уровне. Генерациями программы «готовности к выташниванию» и неприятием человек отодвигает возможность разумных преобразований, как «негодное» от корня правого нижнего клыка в сторону правого уголка рта. При этом кончик языка упирается в передние верхние зубы, а его основание в правый хрящик голосовых связок. Средняя часть левой стороны языка удерживает имитируемое «нажеванное», как существующий объем привычных жизненных действий. Степень придавливания «нажеванного» и фиксация его удержания имитирует напряженность, необходимую для ежедневно выполняемых жизненных действий. Сдавливание сустава нижней челюсти и левого окончания подъязычной кости имитирует представление о необходимой внутренней жесткости, твердости, как основы для поддержания напряжений, необходимых для выполнения жизненных действий. Всеми силами человек должен показать себе, что перегружен и ни о каких дополнительных действиях, даже информационных речи быть не может. Поддерживаемые напряжения мешают работать и общаться с людьми. Неприятие к разумным преобразованиям, как животное неприятие, распространяется и на привычную деятельность. В связи с чем, человек дополнительными напряжениями осаживает на место приподнятые в неприятии пищевод и желудок.
По завершении работы он расслабляется и ощущает откатные состояния. В первую очередь расслабляются напряжения подавления неприятия, и возникает ощущение подташнивания, а затем со всей силой проявляется общее неприятие ко всему вовне, в том числе к действиям по реорганизации на разумной основе сознания и жизни. При расслаблении левой стороны рождается страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемым «нажеванным» из-за левой щеки. В последней фазе откатных состояний возникает ожидание слабости, охлаждения, остывания, неуправляемости. Никакой слабости на самом деле нет. Но происходит расслабление и теряется ощущение контакта сустава нижней челюсти с левым окончанием подъязычной кости. Именно их сжатием, то есть стискиванием челюстей человек поддерживал ощущение внутренней твердости, жесткости, основы для поддержания внутренних напряжений. Тело теряет контакт с внутренней поверхностью линии опоры, оттекает левое плечо, левый бедерный сустав и левая нога.
На уровне реального сознания все эти физиологические ощущения создают чувство потери внутренней управляемости, нездоровья, слабости и пассивности из-за общего неприятия ко всему вовне. Конечно, подобное состояние оказывает негативное сдерживающее действие на устремленность к реализации разумных преобразований.
На самом же деле разумный способ ведения жизни предполагает увеличение жизненной и информационной активности не за счет перенапряжений и затрат сил, а только за счет высвобождения сознания и жизни от не нужного, отягощающего, лишнего. На время человек сводит к минимуму занятость в объемах мало значительного и не значимого, то есть освобождает себя от суеты текущих дел, и все свое внимание направляет в объем главного, а также значимо влияющего на развитие линии главного. Далее определяется относительно смысловой направленности жизни в будущем и в необходимом для этого. Все становится на свои места. Ясность и определенность, упрощение жизненной ситуации делает процесс мышления ровным, в меньшей степени опирающимся на силовые состояния. Проведя переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем, человек чаще всего убеждается в том, что ему некуда торопиться и нет смысла поддаваться устремленности к большему. Ощущая необходимое доступным, он перестает готовиться к проявлению силы воли во взаимоотношениях и взаимодействиях, чтобы суметь настоять на своем, а с позиции системы инстинктов «сделать свою добычу хоть немного больше, чем у других». Освобождая себя от лишнего и ненужного, человек глубже осознает идеи своего мировоззрения, делает его более цельным, конструктивным. Отчего многое из прошлого выглядит по-другому, становятся понятными причины текущих событий, более полно и дальновидно вырисовывается конкретность жизненной ситуации будущего.