Итак, руководствуясь инстинктом, человек привычно сравнивает себя с окружающими людьми, чтобы не стать чужеродным, не нарушить стабильность «стаи». Изменение смысловой нацеленности на возобновление всего в себе и своей жизни влечет за собой необходимость изменить объект сравнения. Общество достигло такого уровня, когда ему все в меньшей мере требуются исполнители, в нем постепенно возрастает роль творцов, созидателей. Происходит это по той причине, что нет предмета борьбы, нет голода, то есть необходимого для продолжения жизни хватает на всех. Пока на всех всего не хватало, смыслом жизни было сохранение существующего неизменным от возможных изменений к худшему, то есть животное мировоззрение. В устремленности к большему человек создавал запасы, сохранял их, оберегал и экономно расходовал.Когда не за что бороться, животный смысл «сохранения запасов» пропадает, но жизнь остановиться не может. Все достигнутое цивилизацией является плодом возможностей разума человека. Поэтому изменение условий, то есть отсутствие необходимости бороться влечет за собой потребность дальше развивать возможности разума. Но ориентировать их не на борьбу с худшим, чтобы достигать лучшего, а развивать возможности, помогающие двигаться прямо к лучшему. Если привычные возможности разума определяются памятью, понятливостью, восприимчивостью, смекалкой человека, то индивидуальные возможности – это способность увидеть в давно известном новое для себя.
Устремленному совершенствовать индивидуальные возможности разума человеку не с кем сравнивать свои возможности, они по определению присущи только ему. Необходимость быть полезным и востребованным требует понимания направленности изменений в окружающем мире и в жизни, чтобы развивать свои возможности в той же направленности. Для этого он стремится к познанию общих закономерностей строения мира, жизни и самого человека. Понимание того, что все в этом мире стремится занять более экономичное положение, человек в этом же направлении ориентирует свою жизнь. Другими словами целенаправленно ведет изменения к лучшему для себя в будущем. Можно сказать, что сравнением с общей направленностью развития цивилизации становится процесс возобновления новизны в мировоззрении и представлениях о жизни. Основной задачей для человека является упреждение привычной потребности, сравнивать себя и свои возможности с возможностями других людей. Чтобы уходить от привычного сравнения, надо постоянно ориентироваться на главное для себя и своей жизни, на ее продление, то есть возобновлять смысловую нацеленность своих мыслей и действий. Таким образом, сравнение направленности развития цивилизации и направленности индивидуальных возможностей разума доступно каждому человеку, вступившему на путь преобразований. Не надо придумывать причины, чтобы пугать себя неспособностью ориентироваться на общие процессы. Длительность циклов общих процессов изменяется сотнями лет и даже больше. За это время обязательно удастся разобраться и понять, что окружающий мир стремится не к разрушению, а к совершенствованию.
Зачастую при попытке осознания жизненной ситуации, ее изменений и развития в будущем человек неожиданно переходит к привычному для себя способу сравнения. Происходит это потому, что он забывает оценить, какие параметры и критерии закладывает в реализацию данной ситуации. Другими словами, не ставит перед собой вопрос, что и для чего намеревается делать, что в результате хочет получить. В связи с этим, приступая к осознанию интересующей ситуации, например, к попытке понять поступок своего ребенка, не воссоздав разумную устремленность к лучшему, поступает привычно. Начинает ощущать недовольство тем, что тот поступил нехорошо, у других дети, как дети, или вспоминает себя. Дальше эмоции захлестывают сознание, и вместо изменений к лучшему получается нотация. Ощущая потребность перехода к разумной организации происходящего внутри себя и в жизни, человек выясняет, что для этого надо систематически осознавать и переосознавать свое мировоззрение. Пересматривая происходившее, происходящее и будущее, находить новые закономерности и уточнять свои представления о жизни. Кроме того, быть системно и реально полезным своими действиями, углублять взаимопонимание, согласие и единство видения лучшего по своим жизненным связям. Вместе взятое это сознает восприятие того, что реализация разумного пути сопряжена с увеличением производимых действий, как в мыслях, так и в жизни. Человек сразу обращается к сравнению, пытается прикинуть, что проще, использовать силовые состояния, опираясь на рефлекторные программы и оценочные категории животных генераций, или вести огромную подготовительную работу для одного единственного действия? Считая себя и так предельно напряженным, он чувствует неготовность повысить уровень информационной и деятельной активности. Поэтому незаметно для себя приходит к мысли, что сначала нужно отдохнуть, набраться сил, чтобы их хватило на реализацию подготовительных действий. Другими словами, человек намеревается повысить уровень внутренней избыточности, чтобы сил хватило на осознание происходящего в мире, в жизни и самом человеке, на возобновление новизны в мировоззрении и поиск взаимопонимания по жизненным связям.
Не воссоздав представления о главном для себя, о единой смысловой задаче «продления жизни», человек ставит перед собой конкретную цель. Постановкой любой конкретной цели, кроме «продления жизни» он инициирует управляющее действие системы инстинктов. В связи с чем, уже не принимает в расчет, что первым шагом на пути разумных преобразований является избавление себя и своей жизни от избыточности.