Итак, вступая на путь разумных преобразований, ориентируясь на минимально необходимое и достаточное, человек сталкивается с самой большой трудностью. Он вынужденно входит в противоречие с жизнеобразующей установкой системы инстинктов «устремленностью к большему». Страх не насыщенности и устремленность к большему являются в среде дикой природы движущей силой инициативной активности, обеспечивающей продолжение жизни. Насытившееся животное гарантированно дождется следующих благоприятных условий для охоты. Ведение жизни на уровне необходимого и достаточного пугает человека. Откатные состояния, которые сопутствуют расслаблению рефлекторных напряжений готовности к борьбе, усиливают беспокойство по поводу снижения уровня жизнеобеспеченности. Система инстинктов прямо воссоздает страх за жизнь и жалость к себе. Человек привычно смотрит на других людей, чтобы сравнить с ними свои запасы, и приходит в отчаяние. Отчего резко усиливает рефлекторные напряжения, а этим усугубляет негативную составляющую откатных состояний.
Казалось бы, надо научиться не сравниваться себя ни с кем. Это невозможно, потому что потребность в сравнении инициируется установками системы инстинктов, в частности инстинкта самосохранения вида, которые человек не может подавлять. Следовательно, надо наполнить сравнение разумным смыслом. Необходимо учитывать, что потребность сравниваться живет, и будет жить всегда. Животные в стае не проявляют инициативу, они подчиняются вожаку и смотрят на него, чтобы не оказаться чужеродными своей стае. Животные выполняют одинаковую функцию, поэтому должны ориентироваться на самого сильного и ловкого, развивая в себе такие же возможности. В отличие от животных люди ценны обществу, цивилизации не тем, что проявляют одинаковые с другими возможности, а тем, что каждый из них способен проявить возможности индивидуальные. Цивилизация, это единение, образуемое сочетанием возможностей ее членов и за счет этого имеющее высокий уровень многообразия существующего и его проявлений. При этом каждый человек может пользоваться бесчисленными возможностями для реализации своих индивидуальных возможностей. Привнося свою индивидуальность, он обретает бесчисленное множество вариантов реализации своих потребностей и интересов. Это позволяет ему подобрать для себя ту направленность, которая наиболее полно соответствуют его индивидуальности и устремленности совершенствовать свои индивидуальные возможности.
Пока человек живет под управляющим действием системы инстинктов, учится, работает, делает карьеру, растит детей, он сравнивает себя и свой образ жизни с образом жизни других людей. Для ориентира выбирает определенный круг людей, которых использует в качестве примера, чтобы стать не хуже, а даже лучше. В том случае когда человек приступает к разумным преобразованиям и развитию индивидуальных возможностей разума, сравнение с другими людьми теряет смысл. Ведь индивидуальные возможности не повторяются, у каждого своя направленность. Инстинкт самосохранения вида продолжает инициировать потребность сравнения, и человек должен ему подчиняться, чтобы не оказаться чужеродным обществу. И тогда он сравнивает направленность своих индивидуальных возможностей с направленностью изменений в общем процессе цивилизации. Подобно тому, как животное ориентируется на вожака, который ведет стаю, человек ориентируется на общую направленность развития цивилизации. Это база для возобновления новизны в мировоззрении и представлениях о жизни, следовательно, база для познания и творчества. Это база для ведения процесса переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Переосознание позволяет выходить из откатных состояний, упреждать инициируемые системой инстинктов сомнения в способности жизнь на уровне необходимого и достаточного. Ведь для человека, ведущего преобразования, главным является не объем накоплений, а способность их возобновлять. Для чего нужны индивидуальные возможности разума.
В том случае когда человек продолжает смотреть на то, что имеют и делают окружающие, сравнивать с тем, что у него есть, и что обрести в будущем, использовать в своей жизни то, что использует большинство, то своими возможностями не отличается от безликого середняка. В отличие от животных, стремящихся быть как все, этим становящихся ценными для стаи, человек, стремящийся, быть не хуже других, перестает быть интересным для цивилизации и окружающих людей. Он не интересен, так как не способен принести пользы. Его может заменить другой человек или автомат. Вот почему надо оценивать направленность развития цивилизации и по ней ориентировать индивидуальные возможности так, чтобы проявлять их в створе направленности развития общества. Это поможет, с одной стороны, не потеряться, не выпасть из общего потока, с другой стороны, не потерять свою индивидуальность и потребность в своих индивидуальных возможностях. Постоянно обретать новое, развивая индивидуальность, чтобы оставаться интересным и необходимым окружающим людям.
Если человек пытается заставить себя, не сравниваться, он вынужден неосознанно воссоздавать генерации «пересыщенности переполненности», запас за левой щекой, избыточность внутренней напряженности тела прижатием к внутренней поверхности линии опоры, чувство независимости от окружающих, от происходящего и будущего. Для чего поддерживать общее неприятие ко всему вовне. Устремляя себя ориентировать развитие, совершенствование своих индивидуальных возможностей в направлении изменений в обществе, в цивилизации, человек гарантирован от неразрешимых неопределенностей в жизни. Он постоянно ощущает потребность в своих способностях и получает удовольствие от творчества.