Вопрос снижения уровня избыточности является самым острым в процессе разумных преобразований. Особенно болезненно воспринимается идея о том, чтобы вести свою жизнь на уровне необходимого и достаточного. Необходимо учитывать, что минимизация касается не только материальной стороны, а в большей степени распространения внимания. Отвлечения внимания на происходящее вокруг и на привлечение внимания к себе. Для осознания и понимания происходящего нужна системность, то есть ограниченный круг наблюдения, включающий все составляющие жизненного процесса человека. Построение жизни с опорой на минимально необходимое и достаточное является залогом возможности сдвинуться с места, изменив смысловую нацеленность «сохранения» на «процесс возобновления всего в себе и своей жизни». Система инстинктов должна постоянно получать от самого человека информацию о наличие минимально необходимого и достаточного, чтобы не инициировать свое управляющее действие. Понятие «минимально необходимого и достаточного» является условным. Оно определяется родом деятельности человека, и возможностью при этом пребывать в наиболее свободном из доступных на данный момент внутреннем состоянии. Свободным внутренним состоянием можно считать то, при котором человек способен возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни. То есть представлять свою жизнь во всей ее полноте, не ощущая беспокойства по какому-либо поводу. При возникновении беспокойства он проводит переосознание, чтобы устранить возникшую неопределенность и продолжать выполнять текущее действие.
Важным фактором, влияющим на возобновления всего в себе и своей жизни, является понимание зависимости внутренней нацеленности человека от уровня избыточности. Когда избытка нет, не хочется тратить последние силы на генерации неприятия, готовности к противоборству, противлению не нравящемуся. Наличие избытка ощущается в виде мешающей собранности и напряженности. Желание освободиться от их сковывающего действия заставляет реагировать на любое проявление негатива, буквально «огрызаться», чтобы хоть немного расслабиться. Пересыщенный избытком человек ориентирует свое мысленное или жизненное действие, отыскивая негатив в себе или других людях. При этом он не может «гудеть» агрессивностью просто так, не направляя ее относительно конкретных адресатов. В связи с чем, всегда ищет источники раздражения или неудовлетворенности, чтобы силой воздействовать на реального «врага» и растратить избыток. Значит, тормозит возобновление. Осознанное отношение к внутренней избыточности нарушается сомнениями, а вдруг в процессе ведения разумных преобразований плохое все-таки настигнет и внесет деформации в жизненный процесс. В связи с чем, человек решает оставить возможность использовать интуицию, так как уверен, что интуиция оберегает его от изменений к худшему. На самом деле человек своими сомнениями открывает возможность для проникновения управляющего действия системы инстинктов. Противясь худшему, он тратит избыток и реализует жизнеобразующую устремленность к лучшему путем противления худшему. То есть действует согласно животным установкам.Потерять способность искать плохое и бороться с ним нельзя, она заложена в рефлексах. Точно также нельзя потерять способность проявлять интуицию. В процессе ведения разумных преобразований повышается чувствительность человека и развивается способность предвидеть изменения в будущем. Интуиция из агрессивной, нацеливающей на устранение плохого, превращается в способность предвидеть направленность лучшего для себя и своей жизни. Искусство жизни состоит в обеспечении возможности видеть, понимать и реализовывать лучшее, совершенствовать свои представления, осведомленность о происходящем и будущем, искать взаимопонимание, единство видения, общие интересы по своим жизненным связям.
Если человек пытается оставить про запас возможность проявлять интуицию с целью поиска худшего, он невольно пребывает в состоянии ожидания худшего. Что делает внутреннее состояние избыточным и отвлекает внимание. Любые попытки противиться хоть мало-мальски худшему заставляют отталкивать часть жизненной информации. В итоге нарушается полнота видения происходящего в себе и в жизни, часть жизненной составляющей не учитывается при осознании происходящего. Что негативно сказывается на возможности видеть и понимать лучшее для себя и своей жизни. Часть происходящего становится неопределенностью и привлекает внимание системы инстинктов, которая включает свое управляющее действие для организации взаимодействия с неопределенностью путем воссоздания собранности и готовности ко всему.
Таким образом, неспособность осознавать происходящее и существующее в жизни во всей ее полноте инициирует действие системы инстинктов, и не позволяет человеку видеть и понимать реально лучшее для себя в будущем. А это рождает потребность придерживаться привычного образа мыслей и жизни, привычных избыточных внутренних состояний, в частности вернуться к использованию интуиции и ожиданию худшего в будущем. И наоборот, углубление понимания сути понятия «минимально необходимого и достаточного» позволяет человеку реорганизовать свое сознание и жизнь на разумной смысловой основе возобновления. Возможность использовать свою интуицию для поиска направленности изменений к лучшему позволяет снизить уровень избытка для создания ощущения запаса готовности к жизни в будущем, через поиск и противоборство худшему.