Итак, страх не может покинуть сознание человека сразу, как только тот расслабит рефлекторные напряжения. Мышечная память, собственные привычки и агрессивные среды избытка еще достаточно длительное время будут инициировать беспокойство, с которым придется справляться переосознанием своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Переосознание является неотъемлемой частью задачи «продления жизни». Переосознание позволяет через конструктивное мировоззрение естественным образом связать общие закономерности строения мира с конкретной жизненной ситуацией. Реализация задачи «продления жизни» помогает человеку научиться, не бояться страха. Но процесс это постепенный, происходящий по мере устремленности жить с опорой на главное для себя и своей жизни. Зачастую человек теряет представление о главном и вновь использует интуицию в процессе мышления. В этом случае незаметно для себя он обязательно приходит к страху из-за ощущения ослабления умственных способностей. Ведь для понимания необходимо внутренне расслабиться, высвободить внимание от поддержания напряжений и генераций, за счет этого более широко и дальновидно оценить интересующий вопрос. Такой подход позволяет обрести представление о происходящем, действующих силах, внутренних и внешних зависимостях. В молодости, когда уровень избытка значителен, удается подавить генерации и сделать выбор. Отсутствие опыта ошибок позволяет действовать наугад и зачастую принимать правильное решение. При снижении уровня внутренней напряженности, в том числе при ведении разумных преобразований, в процессе принятия решения ощущается нарастающее состояние ожидания страха. Человек боится ощутить страх. На уровне реального сознания это проявляется в виде поднимающегося из глубины беспокойства, когда он оказывается перед выбором следующего шага. Беспокойство деформирует порядок в сознании и видении, то есть в моделируемом пространстве мышления. А это не позволяет сколько-нибудь продолжительное время поддерживать неизменной модель рассматриваемой ситуации. Человек выстраивает в своем видении картину интересующей ситуации, а та разрушается волнами страха почувствовать страх.
Боязнью ощутить страх он инициирует генерации. В итоге, процесс мышления становится мало управляемым и не продуктивным, а человек обретает ощущение неспособности думать, восприятие умственной неполноценности. Он волнуется и этим усугубляет ситуацию. Обретает чувство неуправляемости, как в процессе мышления, так и в жизни. Ведь он не может с такой же, как и раньше быстротой, находить ответы на свои вопросы и ориентироваться в жизни. В результате начинает бояться любых изменений в жизненной ситуации, появления непредвиденного, случайного. Причем боится не потому, что новое может оказаться опасным для его здоровья и жизни, а просто, потому что оно возникает. Принуждаемый обстоятельствами разбираться с изменениями, человек лишний раз чувствует свою неспособность к этому, свою неполноценность, ущербность, слабость, внутреннюю неуправляемость. Контрольная система инстинктов обязательно реагирует на пассивное состояние, инициируя «ожидания голодных болей» в желудке, чувство ослабления, остывания и страх перед приближением окончания жизни. Животное под действием этого страха рефлекторно в первую очередь обретает внутреннюю собранность, жесткость, твердость. А после этого у него возникает ощущение готовности встретить непредвиденные обстоятельства. Инициируемое человеком восприятие своей умственной неполноценности, неспособности к ведению жизни, удерживает его от соприкосновения с новыми обстоятельствами, рождаемыми жизнью, и тем более, удерживает от устремленности, изменять что-то самому, самому рождать новые обстоятельства. Система инстинктов не различает неполноценность физическую и умственную, и реагирует на пассивное состояние, удерживая от инициативной активности. Вот почему устремленность реализовывать задачу «продления жизни» изменять к лучшему себя и свою жизнь, одновременно рождает в сознании человека страх своей неполноценности и неполноты готовности к жизни. Инстинкт самосохранения не дает человеку совместить снижение уровня энергонасыщенности с лучшим для себя и своей жизни.
У животного отсутствие полноты готовности к ожидаемым жизненным обстоятельствам вызывает страх за жизнь, и это вполне оправдано. Во внешней среде оно должно быть готово защищать свою жизнь. В противном случае либо останется без добычи, которую можно догнать только на пределе своих возможностей, либо станет добычей для более крупного хищника. Предел возможностей свидетельствует о полноте готовности, полноте внутренней управляемости. Человеку же проявления страха, ощущение слабости, неполноты готовности к новым обстоятельствам ни в коем случае не угрожает ни потерей здоровья или жизни, ни голодом. Конечно, если не брать в расчет форс-мажорные обстоятельства. Но изменение к лучшему в себе и своей жизни ведет к повышению уровня внутренней свободы и содействует развитию реакции, гибкости тела, то есть способности увернуться, убежать или еще каким-либо образом избежать больших потерь. В том случае когда человек продолжает опираться на интуицию, являющуюся проявлением животной управляющей системы, он обретает отношение к ощущению неполноты внутренней управляемости, идентичное отношению животного. Именно поэтому человек боится страха. Он не учитывает, что страх сам по себе не может даже в течение нескольких дней его разрушить. Человек разрушает себя сам постоянно удерживаемыми напряжениями противостояния страху. На самом деле страх лишь информирует о наличие неопределенностей во внутренних или жизненных процессах, чтобы человек принял это к сведению.