Итак, человек уверен в том, что страх живет в нем и сдержать его проявления можно только силой воли, то есть состоянием готовности к противоборству. Поддержание готовности к противоборству создает ощущение управляемости. Способностью подавлять до затекания рефлекторные позиции в ротовой полости, в частности левое окончание подъязычной кости человек оценивает свою внутреннюю управляемость. Способностью сдерживать ожидание болей в желудке, как проявление страха перед приближением окончания жизни, оценивает свою жизненную управляемость и готовность к продолжению жизни в будущем.
Приступая к организации жизни на базе разумной смысловой идеи возобновления всего в себе и своей жизни, формируя конструктивное мировоззрение, человек должен быть готов к откатным состояниям. По мере снижения уровня внутренних напряжений в его сознании обязательно возникнут проекции страха внутренней и жизненной неуправляемости, страха своей неготовности к жизни в будущем. Этому же сопутствует физиологическая избыточность, повышенная активность внутренней среды организма. Усиление обменных процессов в процессе расслабления делает активность среды выше, нежели необходимо для реализации внутренних процессов. Ощущая избыточность, человек может действовать осознанно и неосознанно. Если он действует неосознанно, то входит в привычные животные состояния. Истратив часть избытка и, продолжая расслаблять внутренние напряжения, обязательно ощущает «откатный» страх за жизнь. Ведь для растраты избытка энергии в привычных животных состояниях и напряжениях он инициировал процесс затекания тканей, прилегающих к левому окончанию подъязычной кости, значит, а также восстановил обжатие правой стороны желудка и пищевода. Следовательно, при расслаблении вновь чувствует страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться. А также страх за жизнь из-за возможности отравиться негодным, что инициируется подташниванием, вызываемым расслаблением мышц пищевода и желудка. Испугавшись вернувшегося страха, человек может полностью восстановить привычные напряжения, а затем восстановить избыточную среду в организме.
Если человек действует осознанно, то в первую очередь переосознает свои представления о жизни и о лучшем для себя в будущем, чтобы подтвердить стремление к возобновлению. Его задачей является постепенное замещение управляющего действия системы инстинктов управляющим действием системы разума. Для этого требуется по возможности разрешить существующие неопределенности и выстроить перспективу будущего. Ведь страх вызывают неопределенности, незнание, непонимание ситуации, людей и самого себя. Будущим является временной интервал за пределами трех месяцев, то есть за пределами интересов системы инстинктов. Будущее предстает сначала в самых общих чертах, но по мере его приближения становится все более отчетливым. Возобновляя свои представления о лучшем для себя в будущем, человек уточняет, какие условия ему понадобятся для продолжения жизни и какие для этого потребуются собственные возможности. Важно, чтобы он мог реализовывать свою активность в наиболее свободном из доступных на данный момент внутреннем состоянии. Свободное внутреннее состояние является залогом возможности инициировать свою активность интересом, а не пугать себя, чтобы на всякий случай повышать избыток энергонасыщенности.
Необходимо учитывать, что страх не может покинуть сознание сразу. На любую ситуацию первой всегда реагирует система инстинктов, и человек привыкает сначала пугать себя, а потом разбираться в ситуации. На изменение этой привычки направлен процесс переосознания. В нем человек передает системе разума управляющее действие для решения возникшего жизненного вопроса. Кроме того, длительное сжатие рефлекторных позиций вызывает застойные явления, и даже нарушение обменных процессов в организме. Рассмотрим это на примере оттекания левого окончания подъязычной кости. Подъязычная кость полукругом охватывает основание языка, она прощупывается с наружной стороны под нижней челюстью. При напряжении кончика языка, когда в состоянии концентрации тот упирается в передние резцы, правое и левое окончание подъязычной кости упираются в мышцы шеи. Мышцы языка поддерживаются мышцами всего тела, в том числе шеи, поэтому напрягаются вместе с языком. Постоянное напряжение ведет к застойным явлениям и нарушениям обменных процессов. Особенно сильно это проявляется с левой стороны, так как основные контрольные функции внутреннего состояния системы инстинктов расположены по левой стороне ротовой полости. При расслаблении рефлекторных напряжений человек зачастую ощущает боль в горле. Сначала это ощущение того, что горло чешется, возникает зуд и сухой кашель. Но кашель не приносит облегчения, наоборот, воспаление постепенно распространяется. Так происходит расслабление тканей, на которые длительное время давил кончик подъязычной кости. На поверхность слизистой горла высачивается жгучая прозрачная жидкость. Вытекая, она разъедает эпителий. Человек кашляет, но вслед за этим появляется следующая порция агрессивной жидкости. Каждое слово и даже дыхание вызывает раздражение в горле. Желание кашлять усиливается, буквально изнуряет своей непреодолимостью, но облегчения не приносит. Скорее наоборот, раздражение распространяется по всему горлу, а потом опускается вниз по дыхательным путям.
Для прохождения этого неприятного состояния пригодится способность терпеть. Надо направить внимание на левую сторону горла, на место выхода жгучей жидкости, и мысленно следить за ее движением, расслабляя слизистую горла. При этом сколько можно терпеть и не кашлять, чтобы не создавать лишнего раздражения. Суть состоит в том, чтобы позволить агрессивным средам покинуть ткани и восстановить обменный процесс. Сначала сдерживать кашель трудно, но постепенно становится интересно следить не столько за жгучей жидкостью, сколько за своей способностью сопровождать ее выделение и не давать усиливаться раздражению.