Обретаемое к поре зрелости недоверие к новому и более совершенному усиливает в человеке генерации страха. Смысловой нацеленностью системы инстинктов является сохранение существующего неизменным. Руководствуясь этой установкой, человек боится не суметь сохранить неизменным себя и свои жизненные порядки. Страх за неизменность, за незыблемость сохраняемого «своего» является конкретным проявлением страха перед приближением окончания жизни. Любое изменение, даже инициируемое более совершенным и полезным, с точки зрения системы инстинктов является несущим вред и опасность только потому, что нарушает целостность. Изменения к лучшему во внутреннем состоянии, снижение уровня внутренней напряженности и возбуждения, повышение уровня внутренней свободы воспринимается, как деформация, как вред организму. Снижение уровня избыточности для системы инстинктов, это признак ущербности по сравнению с прошлым. Что и возрождает страх перед приближением окончания жизни.
Таким образом, привнося в свою жизнь и во внутренний мир новое, к которому испытывает недоверие, человек вступает во взаимоотношение и взаимодействие с новым животным способом. Он берет новое целиком, как новый, незнакомый плод, не зная, как и с чем его едят. Не зная его свойств, его действия на себя и свою жизнь, не может применить «плод» с пользой для себя, сразу выбрать из него только «съедобную» часть. В итоге, вынужден пробовать и отбрасывать кожуру, косточки, плодоножку, зернышки, гниль и прочее. Конечно, в этой ситуации внимание концентрируется на том, что может не понравиться, от него в первую очередь хочется избавиться. Откусывая частями, человек обретает неприятие по отношению к не нужному в новом, но переносит неприятие на новое целиком.В реальной жизни происходит точно такое же разделение всего, что является новым, будь то новый партнер или жизненная ситуация. Человек «откусывает» от нее по частям и составляет представление о том, что ему не нравится. Например, определяет отношение к каждому отдельному члену коллектива. Этот процесс его настолько утомляет и заполняет сознание, что до восприятия целиком не доходят руки. Внимание всегда перегружено частностями, и человек вообще забывает о целостном восприятии кого-то или чего-то. В том числе крайне редко думает о своей жизни во всей ее полноте, а также о том, что дают ему окружающие в целом. Все это вынуждает его находиться своими мыслями в ближайшем временном интервале, удовлетворять свои текущие потребности не думать о будущем, а тем более о лучшем для себя в нем.
Итак, основные причины, тормозящие человека на пути прямого движения к лучшему существующего в нем и в его жизни.
В первую очередь, это отсутствие достаточно полного и четкого понимания функций составляющих жизненный процесс во всей его полноте. Как следствие, неспособность и отсутствие опыта оценки качества внутренних и жизненных процессов. Отсюда непонимание всей полноты последствий своих мыслей и действий.Во-вторых, нечеткое представление о главном, о направленности жизненных интересов и их реализации в будущем, то есть непонимание того, что будет необходимо в будущей жизненной ситуации. Неосведомленность в этих вопросах не позволяет понять, какие функции, на каком уровне потребуется выполнять, чтобы жизнь была самодостаточной и происходящее в ней позволяло двигаться к лучшему. Другими словами, стремление достичь конкретной цели оставляет без внимания все остальные составляющие жизни. В-третьих, использование идеи о том, что движение к лучшему возможно только после того, как все приведено в надлежащий порядок и не осталось не нравящегося. В-четвертых, использование животного способа взаимоотношений с новым посредством пробования, заставляющего окунаться в новое, не понимая его воздействий, полноты его влияния, свойств. Все это заставляет организовывать взаимоотношения с новым через состояние настороженности, сверхчувствительности и готовности противостоять не удовлетворяющему. Способ пробования становится единственным, в связи с тем, что увлеченный противоборством человек не успевает заблаговременно предвидеть появление нового в реальности жизни. Он всегда спешит, когда приходится принимать решение и не успевает во всей полноте оценить свойства и возможности нового, основы его строения. В-пятых, мешает привычный страх за сохранность существующего в себе и в жизни неизменным. Для животного высшей целью является сохранение неизменным происходящего в нем и в его жизни. При попытке изменить что-то в себе или своей жизни происходит расслабление рефлекторных напряжений и возникает беспокойство, инициируемое страхом за жизнь, рождающимся на чисто физиологическом уровне. К нему добавляется состояние слабости и жалости к себе, а также естественное для животного неприятие, недоверие и настороженность по отношению к новому. Происходящее на уровне физиологии рождает на уровне реального сознания общее состояние беспокойства по поводу сохранности существующего, чувство слабости и неполноценности, воспринимаемое человеком, как неготовность к изменению существующего в себе и в жизни.
Все эти причины устраняются поддержанием представления о главном для себя и своей жизни, а также переосознанием и возобновлением новизны в мировоззрении и представлениях о жизни. Главное – это продление жизни, корень и ствол, на котором крепятся ветки, все основные направленности жизни. Если корень и ствол здоровы, то есть живые, живет все дерево. Поэтому нет смысла полировать отдельные ветки, забывая поливать и подкармливать дерево.