Итак, на основе животной устремленности потребить как можно больше и как можно более высокого качества в сознании человека сформировалось устойчивое представление о лучшем вообще. Он сравнивает себя с другими людьми и стремится быть не хуже, поэтому ориентируется на то, что они имеют и делают. В обществе, где на всех всего не хватает, это инициирует творческий потенциал, человек больше работает, больше читает. У него практически не остается свободного внимания, а избытки энергии потребляет физическая активность, например, принести воды, согреть, постирать и т. д. Человек устает, расслабляется в состоянии довольствования, а затем снова приступает к пополнению запасов, которые являются обоснованной частью жизни. Так реализуется основная функция инстинкта самосохранения вида.
В обществе, где на всех всего хватает, где физический труд постепенно замещается техникой, человек сталкивается с проблемой свободного внимания, которое легче всего потратить в переполненных товарами магазинах, в путешествиях, главное, чтобы перед глазами мелькала картинка. Он постоянно добавляет что-то новое в свои запасы. Запасы, это та часть имеющегося, которую надо сохранять. Человек привык откладывать на «черный день». Но, постоянно пополняемые запасы требуют внимания и сил. Добавление чего-то нового к уже имеющемуся отвлекает все больше внимания, и вводит в напряженное и энергопересыщенное внутреннее состояние. Следовательно, «лучшее вообще» не приносит пользы, а вынуждает тратить внутренние ресурсы на сохранение и защиту.
Таким образом, опора на «лучшее вообще» не изменяет существующее к лучшему в человеке и его жизни, не делает его внутренне свободным. Наоборот, он освобождается физически, но становится все менее свободным внутри, в своих мыслях. Физически активный он никуда не движется в своем сознании, и при этом постоянно потребляет новое. Переполненное житейской суетой сознание становится все более инертным. Неопределенность относительно будущего инициирует генерации страха, и человек продолжает потреблять все подряд, чтобы их погасить.
Для высвобождения мысли из оков потребления и сохранения, надо дать свободному вниманию направленность, не позволяя находиться под управляющим действием системы инстинктов. В первую очередь заместить животную смысловую идею «сохранения» разумной нацеленностью на ведение жизни путем возобновления всего, начиная с мировоззрения. Путь к новому и «лучшему для себя» лежит через совершенствование и упрощение всего в себе и своей жизни. Приступая к возобновлению мировоззрения, человек создает представление о том, что ему потребуется для ведения жизни. При следующем возобновлении новизны в мировоззрении уточняет свои представления о необходимом и достаточном. Свободное внимание, направленное на организацию жизни, делает его способным без вреда для себя и своей жизни, без перегрузки и перенапряжений обретать новое и в то же время полезное. В изменении к лучшему возможностей человека и его состояний реализуется смысл всех изменений, в том числе главной смысловой устремленности «продления жизни».
Начальный этап реорганизации сознания и жизни характеризуется пересмотром всего привычного, в том числе привычных представлений о «лучшем вообще» и «лучшем для себя». Переоценить эти представления можно только рассмотрением каждой конкретной проблемы и жизненной ситуации в единстве с полнотой жизни, с происходящим в окружающем мире, направленностью изменений в этих сферах, главным для себя в будущем. Но человек не станет переоценивать привычное, если не видит смысла в этом, если его сознание и видение не насыщены представлениями о лучшем для себя в будущем. Только ради возможности сделать его доступным он почувствует интерес к переоценке привычного образа жизни и образа мыслей. Если конкретная польза для себя и своей жизни будет проблематичной, ему не придет мысль изменять что-либо, перекраивать привычное. Он будет рассматривать новое с позиции потребления, добавит новые идеи мировоззрения к уже существующим и не станет тратить время на их осознание.
Лишь устремленность совершенствовать и оптимизировать то, что уже существует в себе и своей жизни, делает интересным переосознание значимости, смысла, функциональной необходимости того, что давно известно. Если человек не устремлен быть системно и реально полезным, то есть в каждой мысли и действии находить возможность изменения к лучшему, он не станет переосознавать привычное в себе и в жизни. Стремление к новому будет воспринимать как процесс накопления избытков, сохранения существующего незыблемым. Таким образом, человек может инициировать себя к переосознанию, переоценке существующего, имеющегося и производимого в себе и в жизни, если заинтересован в возобновлении, в замене отдельных жизненных звеньев, в усовершенствовании части функций жизненного процесса, в продлении жизни. Интерес к переоценке, переосмыслению, системному переосознанию прошлого, происходящего и будущего, формируется устремленность познавать строение мира, жизни и самого человека и на этой основе оптимизировать уже существующее в себе и в жизни. По мере надобности использует привычные идеи либо отказывается от них, как от ненужного. Но рассматривает существующее и его необходимость уже вооруженный идеей об интересном и полезном для себя в будущем. Мысль о необходимости сохранить ранее существовавшее и ставшее привычным уже не возникает в его видении, так как возобновляться будет все. Самое главное, чтобы в движении возобновления не было остановки, чтобы представление о «лучшем для себя» снова не превратилось в представление о «лучшем вообще».