Итак, взаимодействие с информацией о новом с позиции системы разума заключается в первую очередь в том, что человек не задает себе вопрос «что делать?» Оставшаяся избыточность в сознании и теле заставляет его торопиться принять решение или вообще не думать о новом. Но он понимает, что при ведении изменений к лучшему спешить некуда и продолжает анализировать интересующую его ситуацию.
Приучая себя задавать вопросы: что это, почему оно есть, как и почему изменяется, почему я раньше этого не заметил, человек со всех сторон оценивает интересующую ситуацию. Ответив на все эти вопросы, он может считать себя способным максимально полезно использовать ее в своей жизни. Конечно, чтобы задавать себе эти вопросы, требуется подготовить информационное поле в сознании в виде конструктивного мировоззрения. Конструктивное мировоззрение создает основу для распределения информации о новом не на вкус (нравится или не нравится, хочется или не хочется), а опираясь на понятные человеку закономерности. Эти закономерности являются отражением закономерности развития общих процессов в цивилизации: о том, что все в мире изменяется в сторону большей экономичности, то есть к лучшему, о не случайности и непрерывности, следовательно, закономерности происходящего. Переосознавая свое мировоззрение, представления о прошлом, происходящем и будущем, о главном для себя, направленности жизненных интересов, необходимом и достаточном для их реализации, человек «обновляет базу» и информация о новом ложится на нее точнее. Постоянно поддерживаемая определенность в общих закономерностях позволяет получить понятные ответы на вопросы, которые касаются изменений в конкретной ситуации.
Человек учитывает, что на начальном этапе познания нового сведения о нем могут быть только общими, в частности определяет, есть смысл в продолжение взаимодействия или нет. Если смысл есть, он упреждает устремленность к законченности, так как рассматривает новое с позиции главного для себя, а не отдельно от своей жизни. При последующих переосознаниях своих представлений о жизни все более отчетливо понимает, какое место оно займет, с чем или с кем конкретно будет взаимодействовать.
Влияние контрольной системы инстинктов не может не проявляться в сознании живого человека. Сомнения в том, что надо столько времени уделять любой жизненной ситуации, образуют в нем устремленность, оставить на всякий случай возможность действовать привычно, не замечать нового. Не замечать нового, это означает действовать противлением ему. Чтобы что-то не замечать, надо его сначала выделить, а потом заставить себя забыть. Все эти действия являются силовыми, поэтому рождающими избыточность. Избыток энергии инициируют только генерации страха. Для подавления страха человеку приходится снова возобновлять ощущение независимости, которое приводит к инертности мысли. Необходимость преодолевать образуемый инертностью барьер создает трудности при осознании происходящего в себе и в жизни. Он снова начинает поступать так, как поступал в прошлом, отстраняясь от нового насколько возможно, не пытаясь разобраться в сути происходящих изменений.
В том случае когда человек проявляет последовательность, он ощущает себя все более способным успевать разбираться в новом, образующемся в себе и своей жизни, в окружающем, все точнее учится использовать его. Однажды он ощущает интерес к поиску нового. Ему хочется узнать о новом раньше, чем оно проявится в жизненных обстоятельствах. Для этого в каждом переосознании пытается проецировать ход развития каждой из направленностей жизни, создавая картину предвидения нового в будущем. Предположения не всегда совпадают с реальностью (хотел как лучше, получилось как всегда). Но разница между ними открывает возможность понять то, что не было учтено, на этой базе возобновить новизну в мировоззрении. Такой способ взаимоотношений с новым повышает способность человека использовать новое для совершенствования существующего в себе и своей жизни. Его все больше интересуют основы строения мира, жизни и самого человека. Углубляя свои познания, он обретает возможность узнавать о новом задолго до его реализации в жизни.
В будущем естественным образом наступает следующий этап, когда человек успевает загодя осваивать все то новое, которое может использовать для совершенствования существующего в себе и в жизни. В целях увеличения темпа изменений к лучшему начинает, глубже проникая в суть строения жизни и самого человека, докапываться до нового и ранее не известного людям, воссоздавая в себе возможности творчества.
Таким образом, уходя от противления и борьбы с информацией о новом, человек не ждет, когда события заставят его реагировать, а вырабатывает четкую систему взаимодействия с информацией о новом. Задачей разумных преобразований является упреждение действия системы инстинктов, ведь ее реакции и рефлекторные напряжения повышают уровень энергонасыщенности. Проявляя инициативу, человек вырабатывает подобную схему, опираясь на главное, в процессе переосознания распределяет информацию по жизненным направленностям, снижая уровень энергонасыщенности и внутренней напряженности. Постепенно вырабатывается своего рода реакция, когда ему достаточно связать новое с главным для себя и информация сама занимает нужное место в его сознании и жизни.