Научиться, не противиться изменениям во внешней сфере жизни не просто, но гораздо сложнее найти взаимопонимание с происходящим в собственном организме. В отличие от внешней сферы, где можно поговорить с партнерами, осознать увиденное и услышанное, внутренняя сфера остается во многом неопределенной. Неопределенность вызывает опасение, ожидание вреда и ущерба, и человек не может не противиться изменениям внутри себя, пока не научится оценивать ход жизненных функций и качество реализации внутренних процессов.Без информации о достаточности в деятельности внутренних систем и структур, способности отличить, какими органами, системами или структурами инициируется новое ощущение, человек однозначно негативно воспринимает новые ощущения, как свидетельство, возможно, вредных и опасных изменений. Слабая осведомленность о собственном организме и недостаточный опыт оценки качества происходящего во внутренних системах, структурах и процессах заставляют противостоять новым ощущениям. Новые ощущения, это свидетельство изменений. Но, не понимая сути собственного строения и строении окружающего мира, не вникая в смысл изменений во внутреннем и внешнем кругах жизни, человек не способен изменения принимать. В его понимании изменения заставят его резко сменить образ мыслей и образ жизни. И он не уверен, что это ему понравится, не внесет в его жизнь дискомфорт.
Конечно, порой обстоятельства заставляют человека резко изменить свою жизнь, например, переехать в другой город или страну. Но чаще всего изменения несут в себе новые возможности для человека, возможности более полно удовлетворять свои потребности, в частности основную потребность разума в познании. Сдерживая восприятие информации об изменениях, он обделяет себя, в частности свой организм, психику и разум, сдерживая реализацию собственных потребностей. Новые возможности открывают перед ним путь к творчеству. Но человек привык к тому, что творчество, это удел людей одаренных, поэтому многим недоступно. Управляемый установками системы инстинктов он привычно блокирует доступ информации об изменениях и делает не ощутимыми потребности разума.
На уровне рефлекторных связей готовность сделать не ощутимой часть потребностей разума реализуется напряжением «оскала». Кончика языка отстраняется от передних зубов настолько, насколько позволяет перепонка под языком. Тело языка от этого расширяется и пережимает протоки слюнных желез. Потребности в чем-либо, в частности в пище определяются по изменению вкуса слюны. Отсутствие слюны свидетельствует об отсутствии аппетита, то есть отсутствии новых потребностей. Система инстинктов не отличает потребности живого и потребности разума, Для животного новым всегда является новая пища. Боязнь голодных болей заставляет мышцами пресса во взаимодействии с мышцами всего тела обжать желудок и пищевод.
Чем в большей степени человек не успевает разобраться в новой для себя информации, тем выше уровень рассмотренных напряжений вынужден поддерживать. Но настолько же повышается используемое контрольной системой инстинктов интуитивное ощущение неполноты удовлетворения жизненных потребностей. Ведь неизвестно, не пропустил ли он что-то важное для жизни и здоровья. Поэтому пропорционально повышается уровень страха за жизнь и страха перед приближением окончания жизни.
Чем дольше поддерживаются напряжения сдерживания восприятия своих потребностей и интересов, тем страшнее расслабиться. Человек боится узнать, что он безнадежно отстал от хода жизни, что не успел насытить себя крайне необходимым для продолжения жизни. Кроме того, боится узнать о негативных необратимых изменениях в себе или своей жизни, в связи с неполнотой удовлетворения своих потребностей.
Более того, напряжения сдерживания слюны и обжатия желудка и пищевода для подавления голодных болей используются не только для того, чтобы сделать не ощутимой часть потребностей. Эти же напряжения составляют программу «пересыщенности переполненности», и вместе с имитацией запаса «нажеванного» за левой щекой образуют состояние независимости от происходящего и будущего. При расслаблении напряжений «сдерживания восприятия своих потребностей» человек теряет ощущение независимости. Что усугубляет беспокойство.
Стоит напомнить, что откатные состояния периодически ощущает каждый человек, так как это реакция системы инстинктов на расслабление. Если он не ведет во всей полноте информационный и жизненный процесс и не представляет структуру своих потребностей, интересов, жизненных функций, целей и задач, то обязательно доводит себя до крайней усталости, образуя состояние довольствования. Откаты наступают как только начинает проходить усталость. Если человек преобразования ведет, он не доводит себя до крайней усталости, но расслабление происходит под влиянием изменений к лучшему. Он принимает новую идею, которая помогает сделать жизнь менее напряженной. Итак, при ослаблении напряжений сдерживания слюны и обжатия желудка возникают «откатные» состояния. На уровне физиологических, рефлекторных связей ощущается подташнивание и неприятие, связанное с оттеканием правой стороны желудка и пищевода. Следующей расслабляется левая сторона и возникает страх за жизнь из-за возможности подавиться имитируемым «нажеванным» и слюной. Трудности с определением местоположения имитируемого «нажеванного» создают ощущение слабости из-за неспособности удержать его от сползания в дыхательное горло. Концентрация внимания на контроле ротовой полости образует жалость к себе.
На уровне реального сознания все эти физиологические проявления вызывают ожидание неприятностей в себе и в жизни, наплыва массы проблем, от которых удавалось долгое время прятаться. На самом деле никаких реальных причин для волнения нет, но человеку, не ведущему системно свои жизненные и внутренние процессы, трудно судить об этом. В состоянии неопределенности относительно качества происходящего в своем организме и в жизни, он вынужден готовиться к самому плохому.