Не устремленность человека ориентироваться на главное для себя и своей жизни приводит к откровенному противоречию в мировоззрении. Разумная смысловая идея устремляет к новому и лучшему для себя и своей жизни, а животная – к сохранению существующего неизменным. Не передав управляющее действие системе разума, он по умолчанию подчиняется действию системы инстинктов. Это означает, что все внутренние системы и структуры нацелены на продолжение активной жизни, а человек ориентирует себя на продолжение жизни в состоянии покоя, спокойствия и отдыха, реализации сторонних интересов. Инициативную активность, направленную на решение сложных жизненных задач считает не интересной, а главное затратной.
Итак, все неприятности внутри и в жизни происходят из-за несовпадения смысловой направленности управляющего действия, которое человек видит для себя главным. Несовпадение заложенных в основах организации систем и структур человека двух направленностей управляющего действия вынуждает его вступать в бесконечное противоборство с ними и с самим собой. Кроме того, его жизненный процесс соприкасается с системами и структурами общества, цивилизации. Основная направленность процессов развития цивилизации – это создание более экономичных структур, изменения к лучшему всего касается и существует в пределах межчеловеческих взаимоотношений. Следовательно, человеку приходится вступать в бесконечное противоборство с изменениями, инициируемыми процессом цивилизации.
Уставая от постоянной борьбы, он винит свой организм в неспособности преодолевать трудности, которые сам создает в своем стремлении к лучшему путем противоборства, а затем длительного пребывания в состоянии покоя и отдыха. Кажется, что организм, психика, разум стремятся помешать в движении к лучшему для себя в виде отдыха, развлечений и сторонних интересов. Человек обвиняет не только структуры и системы общества, но и собственный организм в том, что тот мешает ему жить. С годами все больше перестает доверять организму, психике, разуму и происходящему во внешней ситуации. От каждого изменения во внешней сфере и в собственном организме ожидает посягательств на возможность реализовать свои представления о лучшем, поэтому постоянно находится в состоянии готовности к противлению и противоборству любым изменениям. Конечно изменения, связанные со снижением уровня внутренней напряженности, энергонасыщенности и возбуждения воспринимаются им, как изменение к худшему, как снижение готовности к жизни и потерю управляемости.
Таким образом, перед человеком встает сложная задача найти согласие не только с происходящим во внешней сфере жизни, во взаимоотношениях с окружающим миром, но и с собственным организмом. Конечно, одного желания, не противиться происходящему в организме, так же, как и происходящему в жизни, недостаточно. Ведь человек боится, что в отсутствии избытка сил не сумеет поддержать порядок, который позволил бы возобновлять существующее в не меньшем объеме и не худшего качества.Для того чтобы не инициировать генерации страха перед приближением окончания жизни он должен, опираясь на знания жизненных и внутренних функций, а также реализующих эти функции систем и структур, научиться оценивать, что и насколько может меняться под влиянием новых обстоятельств. Но, если животная управляющая система считает, что знаний о строении и сути происходящего недостаточно для того, чтобы вести изменения к лучшему, она воспринимает адаптацию к новому экономически не выгодной. Этим возрождает в сознании устремленность, не соприкасаться с новым и не тратить напрасно силы. Воссоздав программу «сдерживания расхода жизненной активности», вынуждает человека постоянно преодолевать барьер сдерживания. С одной стороны, вроде бы надо разбираться, с другой стороны, жалко тратить силы и время.
Это и происходит, если человек не поддерживает представления о главном и не ведет переосознания своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Всю подготовительную информационную работу, начиная от осознания общих закономерностей строения мира, жизни и самого человека, оканчивая возобновлением новизны в мировоззрении, ему надо выполнять ради отдельного действия. Конечно, это занимает много времени, и вряд ли он захочет его тратить, чтобы решить отдельный житейский вопрос.
Необходимо учитывать, что взаимодействие с новым у животного протекает достаточно просто, оно способно уйти от того, что не нравится, кажется подозрительным или опасным. Человек не может отгородиться от нового. Окруженный системным процессом жизни он все свои потребности и интересы удовлетворяет во взаимодействии с внешним порядком, образуя свой жизненный и внутренний порядок. Ему некуда убегать от нового, образованного во внешнем процессе жизни. Новое заменяет то, что существовало раньше, и ничего не остается как взаимодействовать с ним. Не так давно люди выходили навстречу паровозу с вилами, пугались автомобилей, телефонов, телевизоров и так далее. Но постепенно сотовый телефон и компьютер стали неотъемлемой частью жизни. Если человек откажется от нового, то будет вынужден отказаться от реализации части своих потребностей и интересов, а этим сразу возродит страх перед приближением окончания жизни. Он увидит, что многие люди используют то, что недавно казалось чудом, и ощутит страх не насыщенности.
Интерес к новому формируется устремленностью человека думать о будущем и о лучшем для себя в нем. Он не боится нового, впускает его в свою жизнь и взаимодействует с ним в том случае, когда вся его текущая активность направлена на создание условий для жизни в будущем. Ведущий жизнь путем возобновления человек заинтересован в том, чтобы заранее создавать представление о новом, готовить свои возможности для взаимодействия с ним.