Первое, это отсутствие конструктивного мировоззрения, непонимание закономерности любого события в окружающем мире. Второе, это отсутствие опыта системных, последовательных изменений в себе и своей жизни. Третье, это кажущийся непривычно длительным срок реализации изменений к лучшему.
Нетрудно заметить, насколько связаны все три причины пребывания в пассивном животном состоянии «ожидания», а на самом деле «ожидания изменений к худшему», чтобы, собрав все силы, преодолевать трудности. Для животного ожидание и правильный выход из него является важной жизненной функцией. Надо вовремя покинуть нору, чтобы хватило сил поймать добычу. Надо дождаться добычи, насытиться и при этом самому не стать добычей. Каждое действие сопровождается генерациями страха не насыщенности, ожиданием ослабления, остывания и окончания жизни. Животное должно периодически прерывать любую деятельность и даже отдых, чтобы оценить внутреннее состояние и состояние внешней сферы. В этом состоит залог возможности продолжения жизни.
Человек, пребывая в состоянии «ожидания», не может осознавать значимые по времени события, чтобы проецировать свое будущее, поэтому вынужден использовать неконструктивный способ освоения информации – метод пробования. Что неприемлемо растягивает процесс оптимизации существующего в себе и своей жизни. Занимая ощутимую часть своего внимания текущими делами, человек увязает в рутине. Ведь число дел, которые физически можно выполнить, ограничено. Следовательно, внимание пребывает практически в одном и том же объеме. Что рождает скуку и не позволяет удовлетворять основную потребность разума в новом и лучшем. Человек пытается черпать новизну в сторонних интересах, занимая часть внимания. Хотя работа и быт позволяют отвлекаться на сторонние интересы не слишком часто, он достаточно быстро понимает, что и здесь новизна проходит, все повторяется с небольшой разницей. Устремленность реализовывать задачу «продления жизни» в этой ситуации кажется заманчивой. Но человек оказывается не готов изменить свое мировоззрение. Неприемлемость длительных по времени изменений в структуре сознания и в жизни, кардинально новых интересов и потребностей объясняется все тем же животным отношением к взаимодействию с новым. Животное может только потреблять новое. Человек, следуя установкам системы инстинктов, готов попробовать что-то изменить в себе и в жизни. Но в этом случае изменение внедряется в организованную по определенным правилам систему его сознания и жизни. Причем, изменение имеет противоположную смысловую нацеленность, поэтому становится чужеродным элементом. Человек не понимает, как изменение отразится на происходящем в организме и в жизненной ситуации, какие этапы реализации должно пройти, сколько времени они потребуют.
В меру необеспеченности конструктивной информацией о проводимых изменениях и результатах, человек действует под управлением системы инстинктов, которая инициирует в его сознании и теле программу пробования. На уровне рефлекторных связей программа пробования реализуется комплексом напряжений и генераций, в первую очередь ожидания в настороженности и сверхчувствительности последствий воздействия нового на себя. Животное не оценивает воздействия на свою жизнь, его жизнь представляется ему полностью заключенной внутри себя самого, поэтому и последствия ожидаются внутри. В связи с чем, человек инициирует в себе «готовность к выташниванию» и «готовность к выкашливанию». Мышечными напряжениями диафрагма приподнимается, чтобы при необходимости резко освободить пищевод и желудок от негодной пищи. В настороженности и сверхчувствительности человек оценивает степень возможного ослабления и охлаждения. Входит в состояние ожидания болей в желудке, ведь именно они должны свидетельствовать об отравлении, о несъедобности проглоченного.
Программа «пробования» заставляет человека привносить в свой внутренний мир новое по чуть-чуть, и не дождавшись результатов первого шага, не делать шаг следующий. В ожидании результатов первого шага он находится в пассивном состоянии, и в то же время в чрезвычайном возбуждении. В настороженности и сверхчувствительности ожидает, не случится ли чего такого, что может привести к сокращению жизни. Генерации инициирует страх приближения к окончанию жизни за счет причинения вреда. При этом усиливаются напряжения отделения и удержания «нажеванного» в стороне от разжевываемой порции. Человек сильней напрягает язык, чтобы, уперев его кончик в зубы, с силой придавить среднюю часть левой стороны языка к верхним зубам, где имитируется нажеванное.Его лицо при этом становится все более напряженным, рот сжат, взгляд сосредоточенным на внутреннем состоянии. Программа «пробования» вводит человека в безынициативное состояние «ожидания результатов изменений», но позитивных результатов не наблюдается и не может быть. Даже если, приняв новую идею, человек сумел расслабить рефлекторные напряжения, то в состоянии «ожидания негативных последствий» он не только восстанавливает избыток, но и усиливает его. Результаты кардинальных и долговременных изменений становятся ощутимыми через год-два системных и последовательных действий, направленных на реализацию задачи «продления жизни». Ждать столько времени в настороженности и сверхчувствительности невозможно, и утомленный человек входит в состояние «не ожидания результатов содеянного», и вообще «не ожидания нового в себе и своей жизни». Таким образом, процесс возобновления всего в себе и своей жизни реализовать методом пробования нельзя. Слишком много придется приложить сил, чтобы сначала все сдвинуть с места, а потом неожиданно остановить.