Итак, первое, это отсутствие конструктивного мировоззрения, непонимание закономерности любого события в окружающем мире. Второе, это отсутствие опыта системных, последовательных изменений в себе и своей жизни.
Третьей причиной, которая заставляет человека оставаться в состоянии «ожидания», является кажущийся непривычно длительным срок реализации объемных, конструктивных, реальных изменений к лучшему. К своему удивлению по мере углубления в основы рефлекторных программ, программ психики и опыта восприятия их физических и эмоционально-чувственных проявлений в своем теле человек узнает о том, что обычно 70-80% его внимания постоянно приковано к ощущениям и мыслям, рождающимся генерациями животной управляющей системы. Около 15% внимания уходит на реализацию текущих действий, охватывать полноту и смысл которых внимания не хватает, да и нет смысла. Эти действия привычные и продиктованы установленным порядком в окружающем мире и порядком в своей жизненной структуре. Лишь 3-5% внимания тратится на осознание происходящего в окружающем мире и углубление своих познаний относительно его строения, строения жизненной ситуации и происходящего внутри себя. Конечно, столь незначительная доля внимания не позволяет образовать цельное, конструктивное, объясняющее наблюдаемое в себе и в жизни, мировоззрение. Опыт восприятия своих реакций, своих действий в сочетании со знаниями о строении рефлекторных и психических программ дают возможность сделать еще один вывод. Человек отчетливо видит, что большинство своих потребностей, интересов, почти все производимое и обретаемое совершает в угоду устремленности, компенсировать возникающие в сознании страхи, проявлений которых боится, не понимая их причин.
В том случае когда человек стремится заместить животную смысловую нацеленность на сохранение существующего неизменным на ведение жизни путем возобновления, он начинает отличать в себе возникающие страхи и проявления устремленности компенсировать их. Возможность, опираясь на главное, увидеть происходящее и существующее в своей жизни со стороны позволяет увидеть бесперспективность процесса сохранения, в том числе энергии. Он убеждается в том, что сохранить ничего нельзя, и система выработанных за предыдущие годы жизни потребностей, интересов, привычек, в лучшем случае, не приносит никакой пользы ему и его жизни, а чаще всего, вредит. Больше половины всего, что за годы жизни сделано и делается, негативно отражается на внутреннем состоянии, состоянии здоровья и жизненном порядке. Животная устремленность к большему и достижению наивысшего качества результатов заставляет постоянно поддерживать напряжения собранности готовности к противлению всему, что может помешать быть не хуже, а даже лучше других. Инициируемое при этом общее неприятие ко всему вовне делает окружающих соперниками, претендующими на звание лучшего. Итак, в состоянии «ожидания» человека продолжает держать достаточно сложное внутреннее состояние, когда значимость прошлых интересов снижается, а интересы, имеющие разумную основу, планируемые на будущее, еще не реализованы. Хочется увидеть результаты изменений, а их еще нет. Это связано с тем, что внутренний мир еще переполнен накопившимися избытками, что не позволяет в достаточной степени развернуть свои индивидуальные возможности и стать полезным и потребным окружающим. С другой стороны, структура жизни, жизненные связи, условия жизнедеятельности еще не подготовлены для того, чтобы принять человека в его новом качестве и сопутствовать реализации его новых интересов. Окружающие привыкли к нему и им надо увидеть в нем позитивные изменения, чтобы прислушиваться к его мнению. Остающаяся избыточность в человеке еще во многом инициирует проявление управляющего действия животной системы. А это сдерживает устремленность быть полезным и думать о будущем дальше его ближних пределов (полгода, год). Человек хочет знать конкретный результат, а потом он решит, продолжать преобразования или нет. Не привыкнув осознавать свое будущее далее одного года, он не получает удовольствие от понимания позитивности ведомых изменений, если их результаты не реализуются достаточно быстро в виде конкретных фактов.
Так неосознанно человек постоянно приводит себя в состояние ожидания результатов. Отсутствие удовольствия и удовлетворенности от реализации новых интересов фиксируется системой инстинктов, как бесполезные затраты энергии. Это противоречит животной смысловой нацеленности, и включается режим «экономии энергии и сдерживания активности». Режим экономии инициируется в отношении тех действий, в которых реализуются новые интересы. Человек замечает, что при реализации действий, результаты которых проявятся нескоро, он сильно устает, что-то внутри призывает его к отдыху и покою, притягивая внимание к привычным интересам и развлечениям. Более того, режим экономии сопрягается с генерациями страха перед приближением окончания жизни, и человек во все большей степени подпадает под действие инстинктов. Стремится не только сдерживанием расхода активности, но всеми другими привычными путями и способами сдерживать неизвестно по какой причине генерирующийся в сознании страх перед приближением окончания жизни. Все это незаметно возвращает его в круг привычных интересов, повышает уровень энергонасыщенности, напряженности, и в еще большей степени усиливает управляющее действие инстинктов и животного мировоззрения.Таким образом, устремленность не наблюдать более широкие пределы жизни, осознавать только вчерашний день не позволяет замечать позитивные результаты разумной реорганизации сознания и жизни. Более того, усиливает подчиненность животному мировоззрению, повышает уровень энергонасыщенности и напряженности.