Удовольствие от потребления нового однажды надоедает, потому что чувство удовлетворенности так и не приходит, а наступает усталость. Современный мир предлагает столько нового, что не хватит ни сил, ни средств, а самое главное времени, чтобы все охватить. Но даже в состоянии довольствования сознание не покидает горечь ожидания приближения окончания жизни. В том случае когда человек ничего не делает для продления своей жизни, ему ничего не остается, как ожидать ее окончания и активно подавлять в себе мысли о бренности жизни. Чем активнее его жизнь, тем ощутимее ожидание. Это не просто ожидание, а протест, несогласие с реальным током времени. Человек невольно сжимает себя напряжениями «режима экономии», прижимается всем телом изнутри к внутренней поверхности линии опоры и имитирует сдерживание скатывания по наклонной плоскости, чтобы успеть насладиться тем, что ему остается. Но этим лишь усугубляет внутреннее противоречие, так как быстрее устает.
Совершенно иное удовольствие человек получает, когда ему удается что-то сделать, создать, понять. Недаром мерилом жизни является выращенный ребенок, построенный дом и посаженное дерево. В каждом из этих действий человек ощущает радость созидания. Развивая индивидуальные возможности разума, человек обретает способность создавать новое постоянно, этим во всей полноте удовлетворять потребность разума в новом и лучшем. Он находит новое для себя в том, что давно известно и стало привычным, в частности в окружающих людях. Устремленный быть системно и реально полезным человек не критикует близких, в частности своих детей, а отыскивает в них те качества, о которых они не подозревали, качества творца. В связи с чем, их взаимоотношения переходят на другой уровень. Неуверенный в себе, переполненный комплексами близкий ощущает повышение уровня внутренней свободы. Точно такое же повышение уровня внутренней свободы ощущает сам человек, возобновляя новизну в мировоззрении и представлениях о жизни. Именно такие взаимоотношения являются взаимозависимыми, в них четко прослеживается зависимость развития индивидуальных возможностей разума каждого из партнеров от взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего. Человек не способен совершенствовать свои индивидуальные возможности один, даже если у него есть информация о том, как это делать. Он видит лучшим одно, а его близкие совершенно другое. В результате в процессе общения ему придется постоянно терпеть, подчиняться мнению остальных. В том случае когда человек устремлен быть системно и реально полезным, перспектива его жизни является открытой для взаимодействия с людьми. В этих взаимоотношениях не может быть неуспех или ошибки, ведь происходит совершенствование того, что уже существует и позволяет жизнь. Своими инициативными действиями человек нацелен на отдаленную перспективу. В представлении о главном для себя, о продлении жизни, он находит ориентир для оценки достаточности производимого в любой из направленностей жизни. Главное обладает всепроникающим влиянием на все составляющие жизненного процесса. Конечно, он знает о том, что жизнь когда-то окончится, но его мысли заняты созиданием нового и лучшего. Образуемый в результате созидания избыток энергии расходуется в тех направленностях, которые тормозят равномерное возобновление всего в себе и своей жизни. Таким образом, углубляя взаимопонимание с окружающими, человек продлевает собственную жизнь. Представление о главном для себя и своей жизни позволяет контролировать первую реакцию, определяющую направленность активности по отношению к информации о том, что не было учтено заранее.
Человек может не стремиться осознанно разбираться со знакомой жизненной ситуацией, в которой возникли не предвиденные им изменения. Он привык к текущему состоянию вещей, например, к реакции близких на жизненные обстоятельства. Но в этом случае «по умолчанию» с его стороны в действие вступает программный комплекс инстинктов, вводя его в состояние затаенности, замирания и ожидания в настороженности и сверхчувствительности дальнейшего хода событий. Что сразу же образует в сознании пассивное состояние относительно представления о лучшем для себя в будущем. Становится нестерпимо грустно в ожидании дальнейшего развития ситуации. Когда обстоятельства уже вторгаются в его жизнь, человек становится активным, реализует устремленность к противоборству и защите существующего порядка в себе и в жизни. Начинает объяснять, как и что надо делать. Чаще всего он говорит правильные вещи. Но близкие, в частности дети, не понимают его. Потому что в первую очередь он должен был задать себе вопрос «чего я не понимаю, что не могу объяснить свою позицию?» Реально полезное действие состоит в том, чтобы найти ту «волну», на которой находится партнер, поискать ее в себе. Ведь каждый взрослый был ребенком, подростком и просто забыл о тех проблемах, которые волнуют каждого в этом возрасте. Со стороны они кажутся пустяками, но это только со стороны. Вернувшись мысленно в тот период, человек должен почувствовать боль и страх, которые не позволяют молодому человеку открыться. Понимая с высоты своего жизненного опыта и знаний действия инстинктов в сознании, он моделирует прохождение этих состояний на себе. Так человек обретает возможность посмотреть со стороны на известную, но давно подавленную проблему. Новый взгляд и есть возобновление новизны в мировоззрении и представлениях о жизни. Повышение уровня внутренней свободы дает новое состояние, которое он способен передать партнеру. Вместе с состоянием тот совет примет.
В противном случае человек, уверенный, что он предельно деятелен, лишь отбивается от всего, что мог использовать для изменения к лучшему существующего в себе и в жизни. Разрушая себя, приводя своими руками к деградации свой жизненный порядок, систему своих взаимоотношений и взаимодействий, становясь агрессивным, он обижается сам и обижает окружающих. С годами между ним и близкими нарастает дистанция. Человек ощущает себя одиноким и никому не нужным. Что в еще большей степени возрождает в нем состояние ожидания приближения окончания жизни, старости, дряхлости и страх перед всем этим.