Жизнь современного человека целиком зависит от возможностей, предлагаемых цивилизацией и окружающими людьми. Эта зависимость проявляется в организации жизненного и внутреннего процессов. Подчиненный установкам системы инстинктов человек понимает это, но одновременно стремится доказать свою независимость. В среде дикой природы могут сложиться такие условия, например, стихийное бедствие, когда каждый должен бороться за свою жизнь. Включается инстинкт самосохранения, нацеливающий на выживание. То же самое происходит с человеком, и внутренне он инициирует свою активность ожиданием не насыщенности. Другими словами живет в ожидании трудностей, с которыми придется когда-нибудь столкнуться.Возможности выживания «тренирует» во взаимоотношениях с людьми. Когда человек чувствует давление со стороны сильного, которому не может соответствующим образом противостоять, то находит того, кто слабее. Давлением на слабого он повышает свою самооценку, создает уверенность в своей готовности решить жизненные проблемы и обретает чувство независимости.
Лишь научившись не инициировать в себе страх не насыщенности, человек способен использовать общество и свои взаимоотношения с ним и окружающими, как опору для движения в направлении своих индивидуальных жизненных интересов. Для чего в первую очередь неосознанную зависимость от общества и людей должен сделать осознанной, и не доказывать себе, что можно делать все самому. Мастер на все руки нужен для выживания, для познания жизни и себя самого руки в большей части замещаются возможностями разума. Используя возможности разума, которые не приводят к затратам физических сил, человек удовлетворяет смысловую идею системы инстинктов, которая гласит, что надо тратить меньше, а получать больше. С точки зрения физических затрат развитие индивидуальных возможностей разума во всем поощряется системой инстинктов. Ведь человек ведет преобразования не за счет ущемления своих потребностей и интересов, а расходует только избытки энергии, которые в любом случае вырабатываются организмом. При этом обретает устойчивые жизненные связи, этим создает благоприятные условия для будущего, делает его прогнозируемым.
Человек понимает, что в одиночку не способен сделать ни шагу по пути развития индивидуальных возможностей, поэтому постоянно стремится, быть полезным теми возможностями, которые обретает, реализуя интересы развития своей индивидуальности. Что делает его свободным и полезным не только близкому окружению. Создавая вокруг себя менее энергонасыщенное пространство, человек становится все более полезным обществу и цивилизации в целом.
Необходимо учитывать, что цивилизация находится в постоянном процессе развития и совершенствования. Заложенные в ней возможности, как объединение людей, раскрываются по мере развития возможностей каждого отдельного человека. Продолжая подчиняться командам сильных и оказывая давление на слабых, люди так и будут продолжать создавать жизнь, похожей на жизнь стайных животных. Когда все хотят повторять действия другого, и в то же время ощущают инстинктивное неприятие ко всему вовне, чтобы не «съесть» товарища. Подобное движение в своем развитии так и будет оставлять бескрайние просторы и пространства жизни пустыми, не затронутыми организующим и созидательным действием индивидуальности. Цивилизация будет похожа на огромный муравейник, где все двигаются по одним и тем же дорожкам, и делают одно и то же дело, похожие на роботов-собратьев. Лишь отдельные «разведчики» в страхе в одиночестве пытаются найти предметы общего интереса и проложить ориентиры для движения в эту сторону.
Цивилизация будущего будет выглядеть, скорее, как структура, некий кристалл, являющийся опорой для движения в любом направлении. Постепенно управляющее действие власти все меньше будет соответствовать силе и своему историческому названию (власть), а все больше будет представлять собой организующее начало, организующий центр. Причем, на деятельность этого центра смогут влиять отдельные люди. Сам принцип власти будет состоять в стремлении создавать гибкие возможности, которые удовлетворили бы потребности и интересы каждого человека. Конечно, при условии конструктивности и лежащего в основе этих возможностей устремления быть реально полезным.
Таким образом, в будущем структура взаимозависимых отношений будет создаваться не только между отдельными людьми, но и обществом в целом. Для этого надо долго учиться, не переделывать друг друга, не перевоспитывать. Человека нельзя переделать, его можно принимать или не принимать. Если у людей возникают совместные интересы в виде семьи, работы, отдыха и прочего, они должны вместе искать взаимопонимание таким образом, чтобы не ранить друг друга. Если кто-то хочет переделать близкого на свой вкус, ему невольно придется применять силу воли, чтобы втолковать свои взгляды. В зависимости от избыточности партнера тот будет сопротивляться или замкнется. В результате выйдет все та же картина взаимодействия сильного со слабым. Каждый будет проявлять уверенность в себе, и стремиться к независимости. Устремленный быть системно и реально полезным человек должен заинтересовать своего партнера в изменениях. Для этого должен начать с себя, сделать первый шаг, показать, что изменения не угрожают не насыщенностью. Наоборот, когда партнеры стремятся навстречу друг другу, их будущее становится все более прогнозируемым. Что полностью удовлетворяет установке инстинкта самосохранения вида.