Необходимо учитывать, что потребность в состоянии уверенности в себе рождается управляющим действием системы инстинктов. Животное должно рассчитать свои силы перед тем, как покинуть укромное место и приступить к поиску добычи. Причем, основные силы и возможности должны приходиться на заключительный бросок. Для животного процесс инициативной активности заключается в конкретном действии, реализуемом единовременно от начала и до конца. Подобный подход человек использует не только для выполнения текущих дел. Ошибочность заключается в одинаковой нацеленности на реализацию короткого одношагового действия и разрешения жизненной проблемы, то есть действия, длительного по времени развития, по качеству и количеству составляющих. В том случае когда человек воспринимает жизнь насыщенной проблемами, максимально большая из них заставляет его постоянно поддерживать повышенный уровень собранности и внутренней напряженности. Мы уже рассматривали сложности при расслаблении и длительность этого процесса. Поэтому расслабиться для выполнения простого действия нельзя, приходится при реализации любого действия и рассмотрении любой мысли использовать повышенный уровень энергонасыщенности, обретать уверенность в себе. Человек с одинаковой внутренней напряженностью идет в магазин, где ему предстоит выбрать продукты, и думает о своем будущем, выбирая, что делать дальше.
Для животного неправильный выбор будущей добычи сопряжен с опасностью для жизни. Если жертва слишком крупная и находится в неудобной для атаки позиции, ее не поймать. Перед началом любого действия животное должно войти в состояние наивысшего напряжения, сходного с натянутой тетивой лука, способного выплеснуть запасенную энергию, тогда успех гарантирован.
Поддаваясь животным установкам, при попытке разобраться в назревшей жизненной ситуации человек входит в состояние готовности к действию и уверенности в своей готовности. На уровне рефлекторных связей уверенность в своей готовности к текущему действию реализуется пережатием протока левой околоушной слюнной железы. Средняя часть левой стороны языка плотно прижимается к десне в районе предпоследнего нижнего зуба, где находится выход из слюнной железы.Одновременно всем телом изнутри прижимается к внутренней поверхности линии опоры. Что наиболее остро ощутимо в районе контакта левого угла нижней челюсти с мышцами шеи. Кроме того, прижимает левую заднюю часть тела языка к основанию черепа изнутри. В этом положении человек чувствует себя несколько в стороне от объекта наблюдения, чтобы лучше разглядеть и оценить потребность в нем. В этом положении поочередно оценивается каждый из вариантов. Прижатый к внутренней поверхности линии опоры человек ощущает возможность оттолкнуться, чтобы реализовать выбранный вариант, как бы схватить добычу. Животная управляющая система заставляет быстро отреагировать, чтобы никто не определил.
В подобном напряженном состоянии человек ощущает уверенность в своих возможностях. Хотя на самом деле левая сторона тела сжимается, в ней нарушаются обменные процессы. Никакой пользы это не дает, только отвлекает внимание, перенапрягает и перевозбуждает, вводит в избыточное состояние. В нем человек получает обманчивое ощущение готовности сделать правильный выбор и правильно реализовать намеченное действие. Если выполнить намеченное действие сразу не удается, то образующийся поддержанием состояния уверенности в себе избыток приводит человека в агрессивное состояние. В агрессивном состоянии он полностью теряет способность оценивать причины возникновения препятствий, и волевым усилием старается «продавить» все, что мешает завершению намеченного. Он не слышит партнера, не замечает очевидного и ломится в открытую дверь, с удовольствием расходуя избыток сил и энергии. Нечто похожее происходит при обдумывании жизненных проблем. Если не удается сразу найти выход, человек мысленно «напирает» на неподдающуюся анализу модель рассматриваемой ситуации. Чаще всего не находит желания и слов, чтобы договориться. Но напор не помогает, и человек впадает в истерическое состояние. Он может обидеться на всех вокруг и на себя, забросить рассмотрение и больше никогда не думать на эту тему, посчитав себя не способным разрешать жизненные задачи.
На самом деле и в первом случае при реализации текущего действия, и при осмыслении проблемы человеку мешает уверенность в себе. Он исчерпал все имеющиеся на данном уровне внутренней свободы возможности и должен возобновить новизну в мировоззрении и представлениях о жизни. Надо реально успокоиться, мысленно отойти в сторону и рассмотреть происходящее во взаимодействии со всеми составляющими жизненного процесса, увидеть действующие связи и зависимости. Рассмотрение ситуации для изменения ее к лучшему не опасно для жизни и не может принести человеку вред. Это же относится и к действиям, которые он ведет за счет высвободившегося избытка при оптимизации существующего в себе и в жизни. Даже если не удастся глубже разобраться, либо довести начатое изменение до конца, он ничем не рискует, так как получит дополнительную информацию о сути строения происходящего. В любом случае при переосознании получает что-то полезное для себя, конечно, если делает это не за счет внимания, сил, времени и средств, участвующих в возобновлении круга жизнеобеспечения, а за счет высвобождающихся резервов. Таким образом, человеку не нужна уверенность в своих возможностях думать, понимать и действовать. Этим он обрекает себя на сохранение своих представлений о жизни. Поэтому при следующем круге переосознания не сможет вернуться к рассмотрению непонятого в предыдущем круге и незавершенного в действиях в прошлой попытке. Постепенно будет сужать сектор понимания в своей жизни и его изменения к лучшему.