Итак, человек определяет свою готовность к жизни, руководствуясь критериями животной системы, которые не имеют четкой определенности. Это высокий уровень энергонасыщенности, наличие силы, выносливость, сытость, которая достигается удачной охотой, способность прятаться, приспосабливаться к изменениям среды. Чем лучше животное может все это делать, тем дольше живет. Инстинкт самосохранения вида инициирует человека сравнивать свои возможности по количественным и качественным показателям. В погоне за тем, чтобы быть не хуже, а даже лучше других, человек забывает, зачем он это делает. Буквально до последнего времени люди жили в достаточно тяжелых условиях, всегда ощущался недостаток чего-либо. На всех всего не хватало, как в среде дикой природы. Поэтому человек учился выживать. Что успешно сделал. Обладая возможностями разума, он только использовал то, что давала природа, но и совершенствовал условия жизни. Современное общество позволяет человеку в обмен на свои возможности получить все необходимое для жизни. Но, не изменив смысловую нацеленность, не пересмотрев своего мировоззрения, он вынужденно продолжает выживать. Сила инерции такова, что он замечает бессмысленность погони за тем, что имеется в изобилии, только столкнувшись с неприятностью, с болезнью, с тем, что заставляет приостановить гонку и подумать, зачем все это, куда он с таким напором спешит?
В гонке сравнения теряются причинно-следственные связи. На первый план выходит желания, амбиции, стремление выделиться, стать победителем. Общество поощряет потребительские потребности и всячески старается их удовлетворить. Цивилизации надо чтобы в своем большинстве люди поняли, что насыщение ради насыщения никуда не ведет, не гасит страхов, не создает чувства удовлетворенности. Для цивилизации человек, это система рецепторов, с помощью которых она ведет процесс познания, и не более. Технический прогресс, средства связи, СМИ направлены на то, чтобы как можно быстрей и полнее удовлетворить потребительскую нацеленность человека. Чем быстрее он почувствует и поймет тяжесть избыточности, тем быстрее примет разумную смысловую идею. Будет использовать возможности разума не для выживания, а для совершенствования себя и окружающего мира.
Разумная смысловая идея предлагает человеку не запасать на всякий случай то, что может понадобиться в будущем, а понять, что ему требуется для обустройства благоприятных условий жизни, где и за счет каких собственных возможностей это можно будет обретать и возобновлять, пребывая в своих естественных состояниях. С огромным запасом далеко не уйдешь, но и расстаться с ним добровольно невозможно. Известно, как сложно научная среда принимает новые идеи, до последнего отстаивая свою позицию, сохраняя свое лицо. Не говоря о запасах материальных, которые буквально прикипают к сердцу. Запас правоты, чувства собственного совершенства, даже запас восприятия своей ущербности, все это человек привычно использует в своем образе мыслей и образе жизни, и ни за что не откажется от него. Запас становится неотъемлемой частью жизни, и человек будет отстаивать свою позицию, утверждая, что он такой и другим никогда не станет.
Чтобы создать нужные для себя условия в жизни, бесполезно только скупать дома, пароходы и паровозы, подниматься по карьерной лестнице или покорять другие вершины. Если человек не знает, для чего он все делает, кроме как для удовлетворения собственных амбиций, значит, он выживает, чтобы однажды обратить свою жизнь в беззаботный отдых. Кто-то доживает до отдыха, но его нельзя назвать беззаботным, так как постоянно мучает мысль о своей ненужности. Можно сменить место жительства, но заставить себя не думать нельзя. Для продления жизни надо создать представление о «лучшем для себя» в будущем. «Лучшим» может быть только возможность оставаться полезным. Даже если человек одинок, он ощущает потребность быть кому-то нужным.
Итак, можно сделать вывод о том, что человек не может довольствоваться однажды созданным или обретенным, каким бы ни был результат. Поэтому животный критерий готовности к ведению жизни только вносит беспокойство в жизнь. Он стремится к большему и достижению наивысшего уровня качества, спешит, старается и устает. Вместо чувства удовлетворенности ощущает состояние довольствования тем, что сделал все, что мог. При этом не учитывает самое главное, за счет чего получил результат, не разрушил ли что-либо, в частности свое здоровье или здоровье партнера? Ведь чувство удовлетворенности в данном случае создает усталость.Усталость с каждым годом накапливается и наступает все быстрей. Разумная смысловая идея предлагает свой критерий готовности к ведению жизни в будущем «способность с достаточной частотой возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни». Чтобы возобновить новизну, необходимо контролировать жизненный процесс во всей его полноте. Помнить все нельзя, поэтому требуется воссоздавать представление о главном, которое имеет всепроникающее влияние. Проверить правильность воссоздания представления о главном очень просто, пропадает беспокойство. При наличии любых деформаций в организме или конфликтом в жизненной ситуации система инстинктов обязательно оттягивает внимание, инициируя в сознании беспокойство. Человеку достаточно обратиться к этой составляющей и принять меры по ее реорганизации. Если это не удается по каким-либо причинам, наметить последовательность действий. Например, близкий заболел, оказать посильную помощь и вызвать врача. Если возник конфликт, подумать о том, что произошло. Выделившийся избыток потратится на поиск причинно-следственных связей.
Таким образом, контрольная система инстинктов строго следит за порядком в организме и во внутреннем состоянии человека. При любом отклонении привлекает внимание человека, и он не может возобновить новизну в мировоззрении. Не хватает внимания. По способности возобновлять новизну в мировоззрении человек может обоснованно судить о своем внутреннем состоянии и состоянии здоровья. Что является реальным критерием готовности к ведению жизни путем возобновления.