В заключительной фазе откатных состояний система инстинктов выражает откровенное сомнение в том, что, совершенствуя свое мировоззрение, человек не сделает ошибку. На уровне реального сознания сомнения вызывают ожидание ошибки. Необходимо учитывать, что страх перед ошибкой инициируется в сознании только при удержании идеи о совершенстве своих представлений о жизни. Возможность совершенства человека зависит от уровня избыточности внутреннего и жизненного состояния. Установки животной управляющей системы требуют ощущать себя во всей полноте готовым к началу самостоятельной жизни. Определить степень готовности можно только путем сравнения с такими же людьми.
Система инстинктов заставляет оценивать готовность к самостоятельной жизни в сравнении, граничащем с соперничеством. Сначала человек должен получить обоснованное восприятие того, что его возможности не хуже. А затем инстинкт самосохранения вида требует быть не только не хуже, а лучше других. В этом состоит залог успешного развития вида. Для гарантии своей готовности к жизни человек стремится достигать ощущения превосходства над окружающими, «побеждать» их совершенством своих представлений и возможностей.
Устремленность быть не хуже, а лучше других загоняет человека, вступившего на путь разумных преобразований, в угол, заставляет удерживать в сознании ощущение своего совершенства, оставляя неизменными свои представления о жизни и лучшем для себя в ней. В связи с этим, у него пропадает потребность в осознании и переосознании сути происходящего в жизни для обретения реального видения лучшего. Человек вынужден думать и поступать привычно, на уровне понимания, достигнутого еще в молодости, опираясь на ситуацию из прошлого или на опыт других людей. При возникновении проблемы он выбирает из памяти примерный вариант поведения в подобной ситуации и волевым путем принимает решение о своих действиях. В дальнейшем все его устремления направлены на то, чтобы подавить сомнения в правильности сделанного выбора. Ведь ни одна ситуация в точности не повторяется.Но сколько бы человек ни доказывал себе и окружающим, что поступил правильно, сдерживание возникающих сомнений относительно правильности сделанного вызывает ожидание возможной ошибки. Вариантов поведения было несколько, и какой из них в данном случае наиболее подходит, неизвестно. Сдерживание сомнений является источником страха перед ошибкой.
Конечно, человек не всегда может поддерживать ощущение собственного совершенства. Поставленная перед ним системой инстинктов задача быть не хуже, а лучше других является невыполнимой. Неизвестно, какими параметрами ограничивать сравнение. В одних людях проявлена определенная группа возможностей. Существует множество людей с возможностями другими, не хуже, но не похожими на первую группу. Инстинкт самосохранения вида инициирует потребность сравнения. В связи с чем, стремясь быть не хуже там, где его возможности не проявлены, человек всегда ощущает себя менее совершенным. В окружении людей, имеющих проявленную индивидуальность, это выливается в восприятие своей неполноценности и ущербности. Ощущение своей ущербности заставляет для компенсации страха перед ошибкой в еще большей степени воссоздавать генерации своего совершенства. Человек из последних сил стремится не ударить в грязь лицом. Отчего окружающий мир, состоящий из множества людей, явно превышающих его своими возможностями, оценивается им, как подавляющий, злонаправленный. Что усиливает страх перед ошибкой.
Ошибка не была бы страшна, если бы человек не воспринимал окружающий мир злонаправленным и опасным. Этого страха перед окружающим миром достаточно для усиления зависимости от животного мировоззрения. Животное на каждом шагу подстерегает опасность, поэтому в нем обязательно проявлен страх перед непредвиденным. Этот же инстинкт заставляет человека ждать плохого в каждый момент времени, и стремиться принимать безошибочные решения, гарантирующие безопасность. Именно поэтому ему трудно менять представления о строении жизни и лучшем для себя, переосознавать свои представления и корректировать свои действия в процессе реализации. В итоге именно это и приводит его к ошибкам. Человек упорно идет по однажды выбранному маршруту и не замечает препятствий, он будто бы закрыл глаза. Не имея возможность сверить направление движения и оценить правильность пути, он может уйти далеко в сторону, где, не открывая глаз, окажется в тупике. Потом будет биться в поиске выхода, но не посмеет посмотреть по сторонам и сориентироваться.
Таким образом, потребность ощущать собственное совершенство в соперничестве делает недоступным разумный способ оценки готовности к жизни через восприятие своей способности быть полезным. Соперничая с окружающими в мыслях и взаимоотношениях, человек инстинктивно стремится их победить. А это противоречит устремленности быть системно и реально полезным, и закрывает разумный путь поиска взаимопонимания и согласия. Человек вынужден всю жизнь страдать в ожидании ошибки. В связи с чем, получать удовольствие не от самой жизни, производимого и его результатов, а от вкусной еды и развлечений. Ему приходится заедать восприятие своей неполноценности и ущербности, и тратить огромные силы на поддержание ощущения своего совершенства, чтобы компенсировать страх перед ошибкой. Что ведет к усталости и желанию поесть.
Вступая на путь разумных преобразований, человек обретает ощущение готовности к ведению жизни, развивая индивидуальные возможности разума. Проявляя индивидуальные возможности в полезных действиях, он не чувствует себя ущербным, и ему не надо убеждать себя и кого-то еще в собственном совершенстве. Подобными возможностями не обладает никто другой, поэтому нет смысла их сравнивать. Окружающий мир не ощущается злонаправленным, так как человек не боится ошибок. Он не ломает и не уничтожает то, что существует, а совершенствует его. В лучшем случае ему удается произвести изменения к лучшему, в худшем случае ничего не происходит. Жизнь идет, а человек стремится понять, почему изменения не произошли, находит причину и этим совершенствует свои возможности.