Очередной анализ животных состояний приводит к однозначному выводу о том, что заставлять или запрещать себе что-то, это выходить на прямой контакт с управляющим действием системы инстинктов. Инстинкт самосохранения собирает все свои силы и доводы, и в сознании человека управляющее действие системы инстинктов побеждает управляющее действие системы разума. При этом человек должен доказывать себе, что поступает правильно, ему нет смысла что-то менять в своих взглядах и привычках. Чтобы быть уверенным в правильности своих суждений, он должен постоянно убеждать себя в совершенстве своих представлений, используя все рассмотренные напряжения программы «не ожидания непредвиденного».
Для животного, которое в своих действиях опирается на врожденные и приобретенные рефлексы, обитающего в привычной для себя среде, крайне важно чувство совершенства. Ощущение неточности своих представлений рождает в животном страх неуправляемости, страх за жизнь, страх перед окружающим миром и, естественно, страх перед окончанием жизни. Если к периоду начала самостоятельной жизни рефлексы не позволяют действовать точно, оно обречено либо на голодную смерть, либо на то, чтобы стать добычей более крупного хищника. К моменту выхода в самостоятельную жизнь человек убежден в совершенстве своих представлений о происходящем, будущем, главном и лучшем для себя. Без этой уверенности животное не сможет сделать ни шагу, человек неосознанно делает то же самое. Пока в обществе на всех всего не хватало и человек выживал, эти установки системы инстинктов помогали ему преодолевать трудности. Но их не надо сохранять. Они никуда не денутся и в разумных преобразованиях. При возникновении сложной ситуации, человек всегда сможет воспользоваться своими навыками.
Но в процессе ведения изменений к лучшему, несовершенство представлений, обретенных на основе конструктивного мировоззрения, уже не может привести человека в опасную для жизни ситуацию. Наоборот, конструктивное мировоззрение легко возобновлять, так как его формирование построено на логике. Рассматривая изменяющиеся процессы сквозь матрицу конструктивного мировоззрения, человек способен достаточно легко отыскать те ситуации, которые мешают равномерному движению. При этом основная направленность не изменится, он не потеряет дорогу к лучшему, к созданию более экономичной жизненной ситуации. Опираясь на главное для себя, человек ищет признаки несовершенства своих представлений о жизни. Он не боится узнать о своих ошибках и неточностях, так как этим снижает вероятность встречи с вредом и опасностью. Происходит это по той причине, что свои текущие действия он реализует с учетом будущего, можно сказать они предназначаются для будущего. Человек проецирует свои намерения за пределами трех месяцев и по мере их приближения переосознает. Отслеживая отличия реального хода событий от своих предвидений, задолго замечает нарастание негативных последствий от своих намерений. Приступая к текущим действиям, например, к поиску взаимопонимания, человек обязательно анализирует, насколько его предположения соответствуют реальности. Думал, что хватит доводов убедить собеседника, но тот остался при своем мнении, согласия не получилось. Человек задает себе вопрос, «чего я не понимаю, что не могу доходчиво объяснить свою позицию?» Далее переосознает свои представления о жизни и находит причины несоответствия своего первоначального видения реальному развитию ситуации. Чаще всего выясняется, что сам плохо понимал физическую суть того, о чем вел разговор с партнером. На основании этого корректирует свои дальнейшие действия.
Жизненные ситуации животного, обитающего в среде злонаправленной дикой природы, быстротечны, в них все решают секунды. Человеческие же жизненные ситуации реализуются гораздо медленнее, иногда нужно потратить годы, чтобы найти взаимопонимание и согласие. Поэтому можно без вреда для себя и своей жизни корректировать свои представления, изменять направленность действий. При этом нельзя забывать опираться на главное для себя и своей жизни, возобновлять новизну в мировоззрении представлениях о жизни, быть системно и реально полезным. В противном случае трудно и даже невозможно объяснить партнеру и самому себе причину изменения своих взглядов на жизнь и на объект совместного общения. Будет похоже на лавирование, непостоянство, беспринципность, вызовет неудовлетворенность.
Системный процесс переосознания своих представлений о происходящем и лучшем в сочетании с разумным подходом к реализации своих действий после получения однозначного представления о сути производимого позволяет не бояться несовершенства своего мировоззрения при определении направленности действий. В то же время, если до начала действий человек создает конструктивное предвидение своего намерения, а в процессе его реализации понимает, что изменения к лучшему можно произвести несколько иным путем, осмысливая не учтенные факторы, продолжает действие, он одновременно совершенствует свое мировоззрение.
Таким образом, можно сказать, что важна не степень совершенства мировоззрения, а его конструктивность, которая учитывает наиболее общие закономерности устройства мира, жизни и самого человека. Недостаточно совершенное мировоззрение компенсируется разумной последовательностью фаз реализации текущего действия. В этом случае не рождается потребности в поддержании настороженности и сверхчувствительности в ожидании своей ошибки. Разумная последовательность информационных и деятельных фаз позволяет не бояться ошибки, не бояться несовершенства своего мировоззрения, не бояться причинить вред себе и своей жизни несовершенными действиями. Человек понимает, что направленность его движения к лучшему не изменится, он не собьется с пути. При разумном и конструктивном подходе несовершенство мировоззрения влияет лишь на темп изменений к лучшему. Но качество разумных преобразований зависит не от темпа, а только от непрерывности процесса возобновления.