Анализ темы инициируемого инстинктом самосохранения вида «страха перед окончанием жизни и борьбы с ним» позволяет сделать вывод о том, что сделать свою жизнь лучше человек может только своими осознанными действиями. Причем эти действия должны подразумевать изменения к лучшему в жизненном процессе в целом. А для этого надо мысленным взором наблюдать себя и свою жизнь со стороны, пребывать в позиции «наблюдателя». Другими словами, чтобы менять свою жизнь к лучшему надо этого хотеть и все обязательно получится. Но получится только в одном случае, когда учитываются все без исключения составляющие жизненного процесса, это состояние здоровья, жизненные связи, собственные потребности и интересы. Вот почему так важно ни при каких обстоятельствах не терять представления о главном для себя и своей жизни, о продлении своей жизни. Именно своей, так как в этом случае человек не проявляет эгоизм, а заботится о целостности своего «Я». А это означает, что он заботится об окружающих людях, для которых его «Я» является одной из составляющих их структуры жизни. Следовательно, устремляя себя быть системно и реально полезным, человек в первую очередь оказывается полезным себе, сохраняет структуру своего «Я».
Мы выяснили, что при потере основного жизненного животного интереса «борьбы со страхом» в сознании человека возникает безразличие ко всему. Заставить себя проявлять интерес к ведению изменений в жизни и в себе невозможно. Одним желанием можно вызвать интерес потребительский. Человек не знает о чем-то и ему интересно посмотреть, попробовать, ощутить, обрести и так далее. Интерес к ведению жизни не образуется сам по себе или по собственному желанию. Если человек решил, что с сегодняшнего дня ему интересно жить и быть полезным, он берется то за одно, то за другое, общается с теми или иными людьми. Но постепенно все сводится к животному способу «пробования», сопровождающим его генерациям и рефлекторным напряжениям.
Интерес к новому, но не знакомому для себя занятию всегда перерастает в интерес потребительский. Человек не знает, для чего инициирует интерес. А если он не ставит перед собой смысловую направленность интереса, за него это делает система инстинктов. В результате инициирует потребность с помощью новых интересов пополнять запасы знаний, ощущений, впечатлений. Устремленность продолжать реализовывать подобные интересы зависит от многих факторов, в частности от внутреннего состояния. Любая неопределенность, даже та, к которой человек инициирует интерес, вызывает действиями той же системы инстинктов ожидание возможного вреда и ущерба. Так инстинкт самосохранения оберегает животное от опасности, ведь увлеченное интересом оно может забыть об осторожности. Поэтому человек, вынужденный в ожидании вреда и ущерба поддерживать напряжения собранности и готовности ко всему, устает от реализации потребительских интересов и часто все заканчивается тем же безразличием.
Интерес к ведению изменений в себе и своей жизни является интересом познавательным. В отличие от интереса потребительского интерес познавательный образуется только к тому, о чем человек имеет представление. Устремленный реализовывать задачу «продления жизни» все свое внимание направляет на познание строения мира, жизни и самого человека, на полезные действия по жизненным связям и развитие индивидуальных возможностей разума. Он знает, что будет делать и для чего, но при этом не строит конкретных планов, а постоянно устремлен изменять к лучшему происходящее в себе и своей жизни. Человек находится как бы в постоянном движении, направление которого может несколько изменяться в зависимости от того, какой путь окажется более экономичным, то есть простым, требующим меньше физических затрат. Как и в процессе реализации потребительских интересов человек познает новое для себя, но акцент делает не на само новое, а на то, что это новое дает ему в плане продления жизни, как оно способно повлиять на развитие и совершенствование индивидуальных возможностей разума. Ведь именно эти возможности он использует в полезных действиях и намеревается использовать дальше, во все более отдаленном будущем. Интерес к ведению изменений никогда не надоедает и не утомляет человека. Не надоедает по той причине, что он находит новое рядом с собой, в основном во взаимоотношениях с теми людьми, о которых, казалось, давно все знал. Углубление понимания физической сути происходящего в окружающем мире и в жизненной ситуации открывает возможность понимания себя. Он смотрит на привычные вещи в окружающих и в самом себе, и видит их в новом свете. Происходит это за счет того, что вместо поиска недостатков и проявлений не удовлетворяющего ищет путь к лучшему. Привычка искать недостатки заставляла сохранять негативное отношение практически навсегда. Когда человек смотрит на окружающее в поиске возможности изменить происходящее к лучшему, он не боится пересматривать свои взгляды. Наоборот, единство видения лучшего, согласие и взаимопонимание во многом ослабляют напряженность во взаимоотношениях. Уходит усталость и утомление, а вместе с ними безразличие.
Кроме того, занимая свое внимание в объеме главного интереса «продления жизни», человек не ощущает беспокойства по поводу отвлечения внимания от других составляющих жизненного процесса. Самое главное, что понимание поставленной перед собой сложной жизненной задачи не вызывает ожидания затруднений и неуспеха. Он не только не устает от познания нового, а наоборот, находит все более естественные состояния для себя. Эти естественные состояния предназначены для более равномерного движения по пути познания себя и окружающего. Так, опора на главное для себя и своей жизни позволяет инициировать интерес к самому процессу инициативной активности и ее результатам, а также к самой жизни.