В очередной раз анализ откатных состояний приводит к тому, что для передачи управляющего действия системе разума, снижения уровня энергонасыщенности, приведения себя в активное дееспособное состояние человеку требуется воссоздать представление о главном для себя и своей жизни. Понимание того, что жизнь продолжается и когда хорошо, и когда плохо, позволяет не бояться остаться без чего-то необходимого для ее продления.
Современный человек живет в обществе, которое в обмен на труд обеспечивает его всем необходимым для продления жизни. Но при этом чаще всего он ждет, когда минуют неприятности, события, которые ему не нравятся, и после этого готовится получать удовольствие от жизни. Это чисто потребительский интерес, основанный на животном стремлении дождаться ухода крупного хищника или наступления весны, чтобы выйти на охоту за созданными природой плодами.
Подобное отношение к жизни заставляет разделять все в ней на «плохое» и «хорошее», «нравящееся» и «не нравящееся». Когда человек занимается тем, что не нравится, то как раз и пребывает в ожидании удовольствия от того, к чему перейдет потом, например, к отдыху или сторонним интересам. Свою повседневную активность человек инициирует страхом не насыщенности, чтобы заработать право и возможность отдыхать, то есть жить. Не настраивая себя на получение удовольствия от любой составляющей жизни, не обретая чувства удовлетворенности производимым по окончании рабочего дня, он мысленно вычеркивает из своей жизни проведенное на работе время. Зато на отдыхе старается все наверстать, насыщая себя вкусной и обильной едой, посещая музеи, театры, путешествуя. Награждает себя за те муки, которые приходится терпеть.
Ощущение того, что ему не хватит сил заработать денег на отдых и сторонние интересы в будущем, преследует его и пугает. С новой силой инициирует в сознании идею о том, что на всех всего не хватит, сомнения и недоверие в пользе устремленности быть системно и реально полезным.
Организацию своей жизни человек относит к процессу необходимой активности, не вызывающей интереса. Хотя он понимает пользу от разумных преобразований, но инициировать свою активность интересом не способен. Все-таки в сознании еще сильно проявлена уверенность в том, что интересным может быть только то, что связано с возможность ни о чем не думать. Поэтому процесс разумных преобразований вместе с работой и прочими необходимыми делами «исключаются» из жизни.
Идея о том, что на всех всего не хватит, поэтому он не сумеет удовлетворить все свои потребности в будущем, стойко проявляется в сознании. Сколько бы человек ни пытался решить, какие потребности и почему он не сможет удовлетворить, у него ничего не получится. Точно также, как и с решением о величине необходимого и достаточного. Ведь он не поддерживает представления о главном, то есть охватывает жизнь не целиком, а частями. Следовательно, находится в диалоге с контрольной системой инстинктов, которая нацеливает на удовлетворение потребительских интересов.
В том случае когда человек опирается на главное для себя и своей жизни, он входит в диалог с системой разума. Основной потребностью разума является процесс познания окружающего мира и людей в нем. Удовлетворяя потребность в познании, человек регулирует проявленность всех остальных потребностей. Любая инициативная активность, включая работу, построение взаимоотношений с окружающими людьми, процесс разумных преобразований, занятия сторонними интересами становятся для него частью жизни.
В этом случае человек дорожит не обретением чего-либо, даже очень важного для себя, а самой жизнью, возможностью ее продолжать, узнавать себя и окружающий мир. Он точно знает, что, удовлетворяя потребность разума в познании окружающего мира, всегда сможет удовлетворить все свои потребительские интересы. Их не возникнет больше, чем необходимо для продления жизни.
Постепенно процесс разумной организации жизни становится самой жизнью. Он не отнимает время, а насыщает жизнь новыми красками. В связи с чем, человек в первую очередь получает удовольствие от удовлетворения потребностей разума, вслед за этим потребностей живого в себе. В систему организации жизни человек постепенно вводит создание более глубоких и дальновидных представлений о происходящем и будущем. Постоянное поддержание представления о главном позволяет уходить от инициирования активности страхом. Включая все составляющие в непосредственное течение жизни, он налаживает единство видения лучшего, взаимопонимание, согласие по жизненным связям в объеме большем, чем необходимо для реализации существующих потребностей и интересов. В связи с чем, интересы распространяются во все более отдаленное будущее.
Человек совершенствует свои возможности, не ограничивая себе пределами достаточного для реализации существующих намерений. Все производимое им сегодня нацелено исключительно на будущее. Поэтому его устремленность быть системно и реально полезным также распространяется не только на текущий момент, а в будущее. Другими словами, он не стремится получить компенсацию сейчас же, так как не боится не удовлетворить свои потребности в будущем.
Все вместе взятое это создает ощущение гарантии своей возможности обеспечивать себя необходимым в будущем, продлевать жизнь. Если к тому же человек постепенно узнает свое строение, учится оценивать влияние полноты реализации жизненных функций на свое внутреннее состояние, он обретает ощущение управляемости. Постепенно знания о взаимном влиянии жизненных функций и внутреннего состояния превышают глубину, необходимую для получения управляемости в реализации обычных жизненных действий. И тогда человек ощущает запас жизненной управляемости, гарантию своей жизнеспособности и жизнестойкости структуры жизни.
Потребность в запасе, гарантирующем возможность продления жизни в будущем, пропорциональна уровню ожидания непредвиденного в себе и в жизни. Чем более организованы представления о происходящем и будущем, организована жизнь, в том числе внутренние процессы, тем меньше непредвиденного встречается в жизни, тем ниже потребность иметь избыток управляемости, гарантирующий эту возможность.